inryko (inryko) wrote,
inryko
inryko

Categories:

Исправленному верить

Вряд ли кто-то будет отрицать, что дата написания книги писателем и дата прочтения каждым отдельным читателем разделены все увеличивающимся промежутком времени. Потому что книга, будучи написана, больше не изменится, а каждый новый читатель приходит из своего времени и, более того, уходит от себя самого все дальше и вместе с тем его отношение к прочитанному тоже претерпевает изменения.

Заниматься литературным ревизионизмом — дело безнадежное и бессмысленное. Даже в эпоху нулевой терпимости. Человечество, похоже, тем и занимается, что отрицает других, но также и самих себя, прежних. В пылу самообмана они убеждают себя, что их мнение всегда было незыблемым, но это не так.


Поэтому особенно нетерпимые начинают тянуться к тому, что вырублено топором и пытаются внести правки. И, когда им удается, в отдельно взятом фрагменте истории торжествует 1984-й год. Вместе с грязной водой неприятных фактов из прошлого Homo sapiens, выплескивается взрослеющее дитя — извлеченный из ошибок урок.

В самом деле, если мы вычистим из книг Марка Твена атрибуты позорного рабовладельческого прошлого, характеризующие отнюдь не писателя, а героев, которых он описывает, то как мы узнаем, что это вообще существовало. Не видя примера зла, мы не сможем правильно ориентироваться и на добро. Ах, наши чувствительные глаза не могут переносить слова «ниггер», обращенного к человеческому существу! Так давайте притворимся, что угнетения одними людьми, по странному капризу судьбы попавшим в привилегированное положение, других людей, отличающихся цветом кожи, никогда и не существовало. Додумайте дальше, к чему это приведет.

Такие же странные эволюции претерпевают и прочие уродства, унаследованные из прошлого, даже те, что уродствами являются чисто условно, и зорко подмечаются, несмотря на бревна в глазу. Примеры? Да сколько хотите. Вот, например, только один. Женщины, требующие доступа в учреждения «только для мужчин», которые ни в коем случае не разрешат мужчинам ступать ногой в заведения «только для женщин» и даже не замечают за собой приверженность двойным стандартам.

Я против хирургического вмешательства в произведения искусства. Даже в те его проявления, которые лично у меня вызывают оторопь и отвращение. Если буду замечена в ревизионизме, напомните мне об этом тексте...

Все это длинное предисловие затеяно только с целью зафиксировать мое текущее мнение о книге, которое меня вдруг поразило при перечитывании тридцать лет спустя. Ведь в первый раз я «ничего такого» не заметила.

Но прежде я дам еще одну вводную. С некоторых пор я заметила у себя растущее раздражение от фильмов 40-50х годов (не советских) всего лишь из подчеркнутой (совершенно естественной для того времени, впрочем) манеры речи. Мужчины в британских и американских фильмах той эпохи говорят нарочито «мужественно», разрубая фразами воздух, почти по-самурайски чеканя слова и акцентируя гласные в кульминационной по интонации точке предложения. В свою очередь женщины, что еще противнее (!), изящно щебечут, смягчают, округляют каждую фразу, особенно при разговоре с мужчиной, сводя интонации к просящим или извиняющимся нотам заведомо подчиненного существа. И в той и в другой манере угадывается «натренированность». И это все независимо от содержания фразы. Говорит ли мужчина о любви, а женщина устраивает выволочку мужчине — голоса не выходят из «характера» эпохи.

Как я уже говорила, пытаться это переделать — смешно. Даже если, как мне кажется, такое положение вещей было утрированно и не достоверно, не полностью отражало положение вещей. Мне вот только интересно, насколько далеко ушли от правды современные создатели фильмов «про тогда»...

Наконец, о книге. В первые институтские годы я «дорвалась» не только до классики, но и до научной фантастики, которую в свободной продаже в СССР, как известно, было днем с огнем не сыскать. Что-то можно было найти в журналах, а в конце 80-х (уррра!) и в библиотеках.
Тогда я и прочитала Пола Андерсона, а точнее цикл его рассказов о Мэнсе Эверарде, патрульном времени.

Сейчас, после огромного количества фантастической литературы и фильмов, посвященных парадоксам путешествия во времени (я намеренно не упоминаю научную литератур - не в научности дело), книги Пола Андерсона кажутся таким же упрощением идеи транстемпоральных перемещений, как и истории описанные доктором Ватсоном в отношении криминалистики. Не верите? А попробуйте перечитать приключения Шерлока Холмса, а потом расскажите мне, что вы думаете...

Я осмелюсь утверждать, что по сравнению с совершенно сырым материалом, предлагаемым Полом Андерсоном, тщательно продуманный сюжет комиксовидного Назад в будущее является куда более серьезным произведением на тему путешествий во времени. Создатели фильма могли попасть пальцем в небо (к тому же надо еще принять саму возможность путешествия во времени, чего я никак сделать не могу), но во всяком случае, концепция там разработана, и последствия корректировки прошлого разобраны досконально и изображены без тени сомнения. Коротко говоря: если вашего дедушку устранили до свадьбы на вашей бабушке, а вы случайно оказали в последующий период, то вы, пусть и не сразу, а по-чеширски, исчезните как физический объект.

У Пола Андерсена полнотой знаний и власти обладают какие-то очень далекие потомки, которые, как невеста Филеаса Фогга, появляются в любой месте из ниоткуда, могут управлять прошлым из любой точки вселенной, избирательно демонстрируя всеведение и всемогущество. Но при всем этом, они, похоже, точно не знают пределы гибкости времени, а также понятия не имеют, как изменяются отдельные исторические линии (и будущее) при той или иной «интервенции». Писатель, несмотря на залихватские описания путешествий и крутости героев, сплошь и рядом нарушающих строгие правила, практически расписался в полной беспомощности и логическом невежестве (Эх, Пол, а еще физик называется!).

Мне, рядовому читателю, не знакомому с теорией струн и прочими умностями, неумение автора ответить на простые вопросы относительно временных парадоксов представляется отличным доказательством того, что в его «мире» путешествия во времени невозможны.

Не ясны и моральные устои Патруля времени. Их цель заявлена, как охрана прошлого от любого несанкционированного вмешательства. Но, как я уже заметила, во-первых, они сами нарушают это самое главное правило (не ломано — не чини), то и дело "поправляя" линию партии, причем зачастую в сугубо личных интересах (злоупотребление служебным положением и использование казенного оборудования в личных целях).

Во-вторых, хотя гибкость и устойчивость истории к изменениям неоднократно подчеркивается, они постоянно дуют на воду, защищая даже мельчайшие, незначимые элементы. Ну скажите мне, если Шекспир такой великий поэт и драматург (а он именно такой), то как замена Гомера на «другого грека с таким же именем» и талантом к басням может поставить под угрозу рождение этого гения? И сами же неоднократно подчеркивают, что устрани кто-либо, к примеру, Эйнштейна-отца, Эйнштейн-сын все равно родится, хотя бы от Эйнштейна-дяди (да... хммм... случается и без машины времени), потому что необходимые гены буквально разлиты в жилах его родни.

В-третьих, что интересно, они защищают прошлое, как будто это сама по себе ценность. Хотя... в одном из рассказов дается альтернативная историческая линия об открытии Америки монголами и китайцами. Опять же, не волнуйтесь насчет научности такой теории — возможно такое было или нет, в данном случае не важно. Так вот герои прозревают, что такой вариант был бы куда менее травматичным для коренных народов Америки, а также куда более мягко и надежно запустил научно-технический прогресс на обоих западных континентах. Не было бы вытеснения, уничтожения и запирания в резервациях местного населения, ведь веротерпимость тогдашних монголов даже сейчас не отрицается историками, а в конечном итоге — взаимная ассимиляция, мир, дружба, жвачка. Но нет, у них же там Шекспир, так что главные герои, один из которых... индеец, принимают решение спасать свой мир ценой «гибели больших человеческих жертв». А еще Мэнс Эверард малодушно рассуждает о том, что не хотел бы терять мир, к которому он привык. Эх, не тех людей берут в Патруль времени! Какое-то мещанство и мелочность, а также примат личных интересов над общечеловеческими...

И вот еще одна мелочь (но неприятная). Вы, наверное, недоумеваете, каким образом все это связано со вступлением... Нет, я не забыла, и не ушла в сторону.

Я пока еще в процессе перечитывания, так что слово «ниггер» мне не встретилось пока (цикл рассказов о Патруле начат в 1955 году), но вот «узкоглазых» в тексте предостаточно. Автор от имени героя раздает этот эпитет направо и налево, досталось и монголам, и китайцам, подходи, кому не хватило. Причем «термин» этот встречается куда чаще, чем необходимо, и в ситуациях, когда такое «усиление» смысла совершенно не оправдано. И вот тут, пните меня, мне приходится делать ментальное усилие, чтобы не осудить автора за то, что он с легкостью говорит так, как в его время было принято. Но все же, все же... речь идет людях, которых обучали и воспитывали просвещенные потомки пять тысяч какого-то года, у которых, может быть, и глаз-то нет... И Патруль состоит не только из землян, но и из понапереехавших с Марса, Венеры (!) и отовсюду. Неужели нельзя было предусмотреть какую-то корреляцию: социальную, моральную?

Такую же дремучесть проявляют герои Андерсона и в отношении женщин. Несмотря на то, что Патруль включает и женский контингент, функционально равный мужскому, несмотря на совместное обучение и тренировку, и сам Мэнс Эверард, и его товарищи из более поздних веков/тысячелетий демонстрируют стандарты середины 20 века, ровно такие же как в упомянутых мною фильмах. Женщина — существо слабое, главная ее задача — украшать мир мужчины. О них упоминается вскользь или напрямую, но всегда в подчинительном наклонении.

Даже нахождение «при исполнении» не гасит «честного» и примитивного мужского инстинкта. Вот к примеру, Мэнс с товарищем из 27 века (венерианским резидентом) попадают в альтернативную петлю, сильно отличающуюся от «генеральной линии». Обычаев они не знают, на новоязе не говорят, что произошло и отчего историю так перекосило они понять не в состоянии, да и времени на это нет. И вдруг находится девушка, связанная родственными отношениями с местным, скажем, шефом полиции, которая одна может с ними найти общий, древнегреческий, язык. Ваш план действий, офицеры?

Мэнс Эверард, владеющий древнегреческим (случайно подучил), пытается получить хоть какую-то информацию, расспрашивая девушку об истории и актуальной политической обстановке, а его дружок из просвещенного (?) и гуманного (?) будущего, совершенно не скрывая возбуждения, буквально истекает слюной, а также высказывает (вслух) сожаления, что ему не довелось проникнуться древнегреческим языком (гипноз, два часа на пару личного времени) и он не может «как следует заняться» красоткой. Тут я и сама себя пну: ну что ты, в конце-концов, писатель-то не с Венеры 27 века, он плотно засел в 20-м, в котором женщины говорят тоненьким голоском и знают свое место (на кухне!). Он же не обязан был предвидеть, что женщину признают человеком в 27-м! Хорошо, пусть будет так! Но герой же... на службе... Неужели нельзя сделать перерыв в объективизации и взять отпуск от предрассудков и просто вести себя профессионально?!

Признаюсь, что в те же ранние институтские годы мне довелось почитать и детективов и прочую бульварную литературу, относящуюся к тем же 50-м годам. И я совершенно не придавала значения большинству таких вот «нормальностей». А теперь вдруг они стали колоть глаза. Как там говорит молодежь: как мне теперь это развидеть? Как обрести невинность и непредвзятость восприятия? Хехе

А с другой стороны, я рада, что теперь это стало так заметно. Это значит, что в чем-то мы стали другими, надеюсь, что лучше, чем были. Я не все могу принять из современной культуры разобиженных, но, хотя мне не нравятся их методы, возмущение несправедливым положением вещей я понять могу.

Мне кажется очень здоровым знаком то, что люди начинают принимать друг друга такими, какие они есть. Что пол, возраст, происхождение и цвет кожи перестают определять положение в обществе. Что некоторые предрассудки очень медленно, но верно, уходят в прошлое. И если кто-то проберется в это прошлое и запустит процесс еще раньше, то я не буду посылать Патруль времени, чтобы это исправить.
Tags: американское, дискуссия, книга, толерантность, фантастика, философия, эхехе
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments