inryko (inryko) wrote,
inryko
inryko

Category:

Правдивая ложь. "The Trap" (1966)

Любите ли вы фантастику, как люблю ее я?
Фантастические книги или фильмы обычно воспринимаются нами с известной степенью допущения. Хотя есть и очень строгие критики, но мы, рядовые читатели и слушатели спускаем авторам многое из того, что не сошло бы с рук тем же создателям выдуманного мира, но с претензией на реальность.

И если действие происходит не на другой планете, а на Земле, и не в вымышленной, а вполне реальной стране, во вполне задокументированном прошлом, но рассудок наш вопиет «не верю!», то такая фантастика нам не нужна!






Однако для некоторых произведений изображающего реальность искусства мы находим индульгенцию, если они нас почему-то цепляют. И, не закрывая, впрочем, глаза на явные несоответствия с нашей системой координат, мы все равно дочитываем книгу до конца и не переключаем на другой канал, когда идет тот самый «фантастический» фильм.

Недавно я выяснила, что память помещает в несмышленое детство события, которые могли произойти только гораздо позже, но с фильмом The Trap (Капкан) 1966 года точная датировка просмотра затруднительна. Думаю, мне было не больше 7 лет. И смотрела я его в кинотеатре, потому что хотя зарубежные фильмы у нас и показывали, но до такой свободы как телевизионный прокат капиталистического «застойного застолья» мы тогда еще не дожили.

Даже в детстве я запомнила яркие краски этой киноленты. Теперь же я вздрогнула от невероятно кричащих красновато-фиолетовых оттенков, которые в моем фотоаппарате получались на пленке Коника. Ну очень странные цвета! И это первый фантастический элемент. Возможно, в Канаде и существует краснозем, но заходить в фиолетовую часть спектра — это смело, ребята!

Но этот грех я без остатка отпускаю англо-канадской команде, которая послала не того человека в лавку. Думающий оператор купил бы Фудзи и все было бы зеленое-зеленое... даже снег.

Фильм, до которого не дотянулись липкие голливудские ручки, обошелся натурой, щедро и бесплатно предоставленной Канадой. И на том спасибо. Малобюджетность — это не обязательно плохо.

Скромность помогла и в выборе актеров. Вместо того, чтобы на роль бедной немой сироты взять красотку вроде Дианы Ригг или Элизабет Тейлор, авторы пригласили английскую актрису Риту Ташингем. И я еще с того далекого первого просмотра запомнила, как здорово она подошла. Настоящая мышка, забитая, тихая (еще бы! Она ж не разговаривает!), но не покорившаяся. Немота (без глухоты — результат детского потрясения) досталась ей по сценарию, но и эта ограниченность в средствах выражения только придала убедительности ее огромным глазам.

Мужскую роль отдали Оливеру Риду, заслужившему репутацию актера, которому удаются роли мачо, башибузуков и прочих отчаянных и брутальных парней. Говорили, что он числил в прямых предках аж самого Петра Великого (отсюда и тяжелая наследственность), неудивительно, что он взял от предка «самое лучшее», а именно безудержный алкоголизм. Посудите сами: Рита Ташингем до сих пор жива, отлично выглядит и даже снимается. А Оливер Рид умер (гладиатором) уже как 20 лет назад. Тем не менее, актер он был отличный, и в этом фильме трудно представить кого-то другого (так ведь принято говорить? Хехе).

Действие фильма происходит в Канаде где-то на заре 19 века, а может, и раньше. Мне трудно судить, не будучи историком, но, кажется, такие кринолины в кинематографе обозначают все же 19-й, а не 18-й век. Еще одно свидетельство от противного — никаких разговоров о войне между англичанами и французами. Все тихо-мирно занимаются охотой и торговлей, а индейцы все еще пошаливают в лесах. Именно они причина глухоты Ив — нашей героини. И ее сиротства тоже. Индейцы вырезали всю ее семью, она спаслась только случайно.

Кого ни спроси, все читали Последний из могикан (я тоже домучила эту книгу из последних сил и прониклась отвращением к Фенимору Куперу — более скучных «приключений» трудно найти), поэтому факт резьбы индейцев по мирному населению воспринимается реалистично.

/Сразу приношу извинения за большое количество непроясненной информации. Звук у фильма уже ни к черту, разобрать, что говорят трудно. Да и английский мой не блестящий./

А вот другой эпизод из начальных событий фильма меня озадачил, хотя, убейте меня, тоже не вызвал недоверия. Аукцион жен в канадском сеттльменте, ссужаемых... бывшим арестантам (?!) и прочим авантюристам и трапперам. Напомнило мне объявление в газете: «Женюсь на владелице моторной лодке, умеющей быстро чистить рыбу». Почему бы и нет. Участие в аукционе, похоже, было сугубо добровольным, брак, хотя и по расчету, давал женщине блестящие перспективы чистки рыбы и освежевания пушных зверьков в промышленных количествах и гордое звание «миссус». А у траппера появлялся кто-то, ждущий в хижине его возвращения из офиса. Красота и духовные скрепы!

Добровольность, однако, не была дарована Ив — родственнички (опекуны?) просто сдали ее в поликлинику для опытов за долги «одинокому, свободному» зверобою Жану по прозвищу Зверь.
Жена Жану нужна по строгой производственной необходимости. Он сразу впрягает ее в работу и выдает удочку и ружжо. Инструктаж минимальный, перемежающийся насмешливым ржанием наставника. Непонятно, каким образом нежное существо в сжатые сроки овладевает навыками:
1. управления каное;
2. ловли рыбы (и чистки тоже, ай, она кусается!):
3. предпродажной подготовки звериных шкурок (см. выше);
4. заготовки дров и поддержания огня в очаге;
5. стрельбы из ружжа (с этим хуже: холостой перерасход боевых патронов выходит за рамки бюджета);
6. спасения от волков и медведей (нет, дядя не придет тебе на помощь, как-нибудь сама);
7. неспортивному ориентированию на местности без компаса и JPS.

Общество защиты женщин от жестокого обращения в браке может пока выдохнуть. Принуждения к исполнению брачных обязанностей нет. И опять же стоит похвалить создателей за кастинговую мудрость. Элизабет Тейлор пришлось бы куда солонее. А вот мышеобразие Ташингем делает совершенно естественным воздержание Жана. Хотя он и натуральная скотина. Не зря же ему такая кличка досталась.

La Bete, кстати, имеет несколько значений во французском. Я в словаре проверила, на всякий случай, а оказалось вон сколько смысла.

По прозвищу Зверь - наполовину цивилизованное существо. Почему наполовину? Потому что за обедом он пользуется ножом, но не вилкой.

По прозвищу Тупой, а именно глухой эмоционально. Нежное обращение с женщиной - а зачем? Ну хочешь, руку заломаю костью в тебя кину? Оцени деликатность и широту души!

По прозвищу Рассеянный. Угодил ногой в собственный капкан, раззява!

По прозвищу Скотина. Запряг купленную за долги женушку в тяжелую, грязную и опасную работу.

Почему она не сбежала, спросите вы и сами рассмеетесь такой идее. КУДА?! В хижине ее никто не держит, времени, свободного от надзора, — завались. Но уйти, покуда навыки неспортивного ориентирования не окрепли — чистое безумие. Да и волки не дремлют. Эта мышь им на один зуб!

Да и стрелять наша мышка не умеет. Когда понадобилось отстреливаться от волков, пройденная впопыхах школа молодого бойца не помогла. Это еще один редкий эпизод, претендующий на достоверность. Не все учатся плавать, когда их бросают в реку. Хотя Ив честно барахталась.

Она вообще мужественно принимала все, что на нее сваливалось. И безропотно... понятное дело. Муж не дрался, даже в подпитии, не домогался и кормил! А Ив привыкала. Мужества ее хватило даже на то, чтобы сбегать одной на лыжах в оказавшуюся заброшенной индейскую деревню, а потом, за неимением телефона, по которому можно набрать 911, и медикаментов, кроме алкоголя, она оттяпывает топором ногу своему благоверному... чтобы не болел.

А теперь разберем элементы чистой, невероятной, бессовестной фантастики. Вот они:
1. на Зверя напали волки. Жан, конечно, «помог» им, по дурости залезши в собственный капкан, и пустив для приманки собственную кровь, но его окружили и загнали, а на Ив, прошагавшую два дня (как минимум) по канадским лесам по глубокому снегу, Ив, которая не умеет стрелять и вообще не представляет угрозы, не позарились. ПОЧЕМУ?

2. Допустим, Жан знает свою территорию и может с закрытыми глазами найти все свои капканы (ага, наступая в них ногой) и индейские поселения, но Ив-то тут все еще новичок. Представьте, что вас завезли в тайгу, а потом человек, поминутно впадающий в бред и теряющий сознание от начинающейся гангрены, дает вам инструкции, как добраться до Чунгачгуковки в двух днях пути. И вы, новичок, потом достигаете цели. Мне как-то в Лиссабоне шесть разных встреченных самаритянин показывали как найти гостиницу в двух шагах, у меня был JPS в телефоне с маячком гостиницы, и я блуждала час. А в лесу, как известно, указателей вроде «Чунгачгуковка рядом» нет. Мало того, Ив нашла дорогу назад! Что значит, шла по своим следам? Снег-то идти не переставал...

3. Лечение гангрены без антибиотиков и обезболивающих путем отрубания испорченной части — это очень оптимистичное предположение. Алкоголь, кстати, был на исходе — мы ж в мирное время не экономили — и на «операцию» ушли последние капли: выбираем обезболивание или обеззараживание (победило первое). Зверь-зверем, но шанс не окочуриться от болевого шока и не сыграть в ящик от отсутствия антибиотиков я представляю себе с трудом. Тут я слышу с заднего ряда ехидный смешок: а раньше ведь как-то обходились без лекарств, а теперь к дубовой коре резистентность... или толерантность? Да обходились, и мерли как мухи. Я уже не буду придираться к тому, что одного топора не достаточно, а пилы в хозяйстве Жана я не заметила.

4. Протезирование выполнено самим пациентом из подходящего полена. Зуб даю, даже Сильверу деревяшку прилаживал корабельный хирург, то есть квалифицированный специалист. А тут прямо филиал «Клиники протезирования недостающих конечностей из ценных пород древесины». А как я заметила раньше, у Жана отсутствуют многие необходимые для жизни в лесу инструменты, а не только вилки. Эх, хочется верить в чудеса...

И вот, когда жизнь у людей наладилась, деревяшка прижилась и пустила побеги, а производство пушнины снова вышло на промышленную мощность, случилась между героями любовь. Нечаянно, но, кажется, по обоюдному согласию. Отложенная брачная ночь состоялась, а наутро, невеста, отвергнув любовника хорошим пинком, нарушив его внешнее и внутреннее равновесия, прыгнула в каное и отчалила домой.

Тут нужен пункт пятый, согласующийся с пунктом 2. Ну, допустим, река одна, так что дороги спрашивать не надо. Девушка закалилась в неволе в естественных условиях за ловлей рыбы и прочим. Но КАК она в первый раз в жизни самостоятельно преодолела все пороги и перекаты, не перевернула лодку, не утонула, не потерялась, не околела с голоду (побег-то был спонтанный)?

Есть и пункт шестой, кинематографический. Помните дурацкий фильм про «наше видение» Америки, а именно Человек с бульвара Капуцинов, где наивная девственница, по совместительству певица на шесте, попросила главного героя «сделать ей киномонтаж», чтобы сегодня свадьба, а завтра стулья ребеночек. Ив, вернувшись из брачной командировки, какое-то время (несколько недель) боролась за свою жизнь и выздоровела при помощи местного доктора, который вскользь (для нашей информации) заметил, что она потеряла ребенка (!).

Есть устойчивый миф, что девушка может забеременеть от первого секса, но у меня есть подозрение, что в этом есть значительная доля вымысла, базирующегося на попытке защитить доброе имя «жертвы» (если можно называть так женщину, которая вот-вот обретет счастье обретения ребенка).

Но мы-то видели другое. Слегка прирученный Жан и проникшаяся доверием Ив сделали ЭТО, и на следующий день она сбежала в крайне «нерегулярном отчаянии». Если бы отношения продолжались какое-то время, то и потрясение не было бы таким сильным. А если взаправду «всего один раз было», то неужели беременность развилась семимильными шагами за время гребли? Нет, что-то тут с таймингом не так, ребята. Не тот момент для киномонтажа...

Почему Ив сбежала и почему потом вернулась, могло бы быть вопросами семь и восемь соответственно, но, думаю, фантастики в фильме и так через край, так что замнем для ясности.

Сбежала — потому что надоел график работы 24/7, вернулась — потому что влюбилась. Хотя второе решение Ив мне представляется более обоснованным, чем простая ррромантика. Она, как дикий, но прирученный зверек, хотя была одета в приличное платье и воспитана в приличной семье как девушка хорошего происхождения, всегда чувствовала себя чужой. Двойную печать странности на нее накладывало и ее печальное сиротство, и немота. Среди грубых трапперов и хватких трейдеров она была инопланетянкой. К счастью (я настаиваю на этом), интерес она могла представлять только для того мужчины, который нашел бы в ней родственную душу. Но ведь это еще не означает, что она почувствовала бы то же.

Жан по прозвищу Зверь предоставил ей простую жизнь, наполненную беспросветным трудом, но Ив не должна была играть роли, ей не понятные и не свойственные. Вернувшись в хижину траппера, она стала самой собой, обрела душевный комфорт. И плевать на мозоли.

Завершающий штрих украден авторами (вот, смотрите, нитка белая пошла и шовчик вот здесь!) у Джорджа Бернарда Шоу, а именно из Пигмалиона. Вместо телячьих нежностей, растроганный муж бросает Ив: прибрала бы в хате, что ли. Милота! Нет, я нисколько не иронизирую. Вот мышка поняла, у нее появилась, чуть ли не впервые за все время, ироничная улыбка на губах и бесенок в глазах. Чует мое сердце, кому-то подарят на рождество новехонькую пилу!

А вот и самый что ни на есть правдоподобный момент... сознайтесь, вы, как и я, приготовили самые отборные помидоры для критического бомбометания и набрали полные легкие воздуха, чтобы презрительно освистать фильм, ожидая, что для довершения идиллии девушка заговорит? Или у Жана заново отрастет нога... Ну а почему бы и нет?!

Это, кстати, было вполне возможным, доктор не даст соврать. Одно потрясение отняло дар речи — другое вернуло. Но Ив остается безмолвной мышкой, и мы от неожиданности выдыхаем и одобрительно киваем. Спасибо Дэвиду Д. Осборну (сценарист) и Сидни Хейерсу (режиссер) за правду жизни!
Tags: Америка, кино, критика, ну и ну
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments