inryko (inryko) wrote,
inryko
inryko

Categories:

Конец мечты. "Женитьба Бальзаминова" (1964)

Если человек питает уважение к родным пенатам, а в частности к тому, что эти пенаты сделали в области кинематографии, то естественным следствием этого является желание поделиться с непросветленными. А где найти такого, как не за границей.

К счастью, некоторые русскоязычные фильмы снабжены теперь английскими субтитрами, а какие-то из них даже приемлемыми (те, что я нашла в Джентльменах удачи, меня совершенно расстроили). И если фильм со всеми этими субтитрами почему-то вдруг не пропадает с youtube, то его можно найти и с тщательно скрываемым чувством превосходства "нашего" над «ихним» прокрутить с комментариями выбранной жертве.

Именно с такими чувствами я «показывала» Женитьбу Бальзаминова. Сама я пересматриваю его довольно часто, он у меня обретался в разделе «искрометная комедия» (кто придумал этот термин, мне вот интересно? Кто же это думает что выбивание искр из глаз означает веселье?). И я никак не рассчитывала на то, какую реакцию вызовет фильм у иностранца, а уж тем более, что я стану смотреть его сквозь чужое восприятие.





В глазах человека, не близко знакомого с русской культурой (даже не советской, потому что фильм — экранизация классической пьесы Александра Островского, которого молодежь, к счастью, уже перестала путать с Николаем), фильм вовсе не комедия. Легкость изложения также не очевидна. Вдобавок, повествование не динамично, несмотря на частую смену сцен и событий. Атмосфера в нем душная, а настроения гнетущие. Это стало сюрпризом и для меня, потому я всегда думала о сюжете в совершенно противоположных терминах.

Теперь, с помощью неприхотливого приема (постоять в чужих тапках), я поняла, что именно это восприятие правильное. И, что бы вы ни думали сейчас обо мне, подбирая слова похлеще и помидоры погнилее, я именно так и чувствую. Странным образом, это нисколько не делает фильм хуже, чем я считала до сих пор. Нет, он только выиграл от того, что его истинная «сущность» вдруг проявилась. Но я больше никогда не представлю этот фильм иностранному зрителю как легкую комедию.

In fact, это чистой воды трагедия «маленького человека», как любили говорить критики «капиталистической» литературы. Мне могут возразить, что все люди в этом фильме — фигуры незначительные, с разной степенью успеха занимающиеся своей жизнью, поэтому придется уточнить, что термин «маленький человек» обычно подразумевает помимо прочего финансовую и личную несостоятельность. Попросту неудачника. Причины для этого могут быть и внутренние, и внешние; в зависимости от того, какие из них преобладают, мы можем строить предположения о возможности преодоления трудностей отдельно взятым маленьким человеком (я бы сократила в МЧ, но у этой аббревиатуры, к сожалению, уже есть расшифровка).

Михаилу Дмитриевичу Бальзаминову не посчастливилось родиться с серебряной ложкой во рту. Он беден как церковная мышь, одинок (потому что беден), служит чиновником первого класса (низшего) и живет с маменькой. Блестящей идеей было пригласить на эту роль Георгия Вицына, возраст которого не был помехой из-за необычайного дара выглядеть намного моложе своих лет. К тому же на роль робкого, слабого, жеманного человека лучшего актера и не найти.

Вопреки тому, что идея женитьбы по расчету не предполагает сильных гендерных различий, мы чаще видим в литературе и кино, что это больше женская проблема, чем мужская. Вероятно потому, что мужчина, даже женясь по расчету, редко демонстрирует женскую застенчивость. Островский показал, что этим качеством вполне может обладать и мужчина, и это одна из причин, почему Бальзаминова преследуют неудачи. Несмотря на видимую суетливость, герой занял, по сути, пассивную позицию, отдав сватовство на аутсорсинг Акулине Гавриловне (сваха на комиссии). Коварство, расчет, изворотливость, необходимые жениху без «калыма», Мише Бальзаминову катастрофически не свойственны. Может быть, поэтому он нам и симпатичен.

Он идет, куда посылают, делает предложение той, на кого укажут, терпит, когда его используют, послушно исполняет приказы свахи, не испытывая ни тени сомнения. Некоторая беспринципность и небрезгливость в этих случаях являются критически важными качествами. Бальзаминов их демонстрирует.

«А мне, маменька, все богатые невесты красавицами кажутся. Я уж тут лица никак не разберу»

Привлекательность невесты оценивается только размером приданного, которое за ней дают. Хотя романтичный Бальзаминов не прочь поинтересоваться домом и садом.

Я знаю, что вы все еще ждете ответа на главный вопрос: почему же этот фильм так плох иностранцам? Да не плох, он просто из разряда фантастики, причем очень дурного свойства. Видеть комедию в отказе героя от малейших усилий улучшить свою жизнь, более того, упорствующего в том, чтобы оставаться на самом дне общества — невозможно для гражданина мира, в котором только деятельный достигает успеха. А я, признаться, больше не могу видеть без боли, как Бальзаминов терпит неудачу одну за другой. Хочется уже его как-то пристроить, раз только в удачной женитьбе и может заключаться его счастье.

Напора Бальзаминову не хватает даже в самой важной части его исканий. Он готов унизиться, проигнорировать критику и прямую ругань (хотя без побоев он предпочел бы обойтись). Стишки вот девушке прочесть, поддержать легкий разговор — пожалуйста, а выдержать напор родственника невесты, который считает своим долгом отшивать женихов у которых «в одном кармане смеркается, в другом заря занимается» - нет уж, увольте!

Пьеса, а в особенности фильм изобилуют характерными персонажами. Боюсь, что все они, оживляя действие, нисколько не разгоняют удручающий морок сонной, никчемной жизни города. А ведь это Москва, черт побери! Не глушь, не Саратов какой-нибудь.

Мать Бальзаминова, Павла Петровна (Людмила Шагалова) — закосневшая в суевериях, приметах и толкованиях снов одинокая мать «многообещающего» сына. Ее дремучее невежество соревнуется с народной «мудростью» кухарки Матрены. Как мне это напоминает интернет-дискуссии на каком-нибудь всевдонаучном ресурсе, где люди долго и серьезно обсуждают несуществующие истины!



Устинька (Людмила Гурченко), подружка невесты №1 Капочки — старая дева, которая «страсть как обожает откровения в любви от подруг». Она живет Капочкиными делами, полностью утонув в них, и не приживалка, не компаньонка, но ведет себя, как зависимый человек.

Мать Капочки (Тамара Носова) — жертва интернетаСпид-инфо, да что это со мной?... слухов и фактов, не имеющих отношения к действительности. Ничкина во всей полноте обладает тем, что теперь зовут клиповостью мышления. Да и детские проблемы дефицита внимания и гиперактивности (что куда красочнее выражено русским выражением «шило в попе»), которые не позволяют ей ни замолчать, ни перестать метаться по комнатам, никуда не ушли.

Лукьян Лукьяныч (Ролан Быков) — военный невнятной классификации, который занимается чем угодно, только не тем, чем занимался минуту назад. Гиперактивность у него куда «здоровее», чем у Ничкиной. Сыграно идеально, именно поэтому герой Быкова утомляет уже на первой минуте, а «терпеть» его придется куда дольше. Причина этого в противоречии между видимой активностью деятельного Лукьян Лукьяныча и незначительностью результатов.

Сваха Акулина Гавриловна (Лидия Смирнова) — женщина, зарабатывающая себе на жизнь. Освободившись от драчливого мужа, она, как мне видится, зареклась вступать в брак, вместо этого она подводит других людей под цепи Гименея. Мы не знаем, насколько успешен ее «бизнес», но что-то подсказывает, что она не нуждается — тут главное не стесняться и не отказываться от угощения («а я никогда не закусываю, я этой глупой привычки не имею»). А еще Акулина Гавриловна располагает самым ценным капиталом, который не только в 21 веке открыли — информацией. Список тоскующих дам она кладет рядом со списком жаждущих молодых людей — и дело идет.



Матрена — кухарка (а также служанка, компаньонка и доверенное лицо матери) Бальзаминовых. Она, как мне кажется, единственный здравомыслящий человек в пьесе. Темная, суеверная, грубая, она вставляет крайне отрезвляющие реплики. Жаль, что ее никто не слушает. Исполнила роль великолепная Екатерина Савинова, на которую можно любоваться каждую секунду экранного времени.

Каждый из участников этой недрамы-некомедии, как я сказала, вносит лепту в безнадегу действия. А есть ведь еще невесты. Ох уж эти невесты! Если Капочка (Жанна Прохоренко) просто милая, глупенькая девочка, то остальные вызывают у нас куда большие опасения за судьбу Бальзаминова.

Раиса и Анфиса — купеческие дочки, которым на беду отец оставил независимые состояния. Опять же по непонятным причинам обоих посылали в пансион, который не добавил им мозговых извилин: девицы читают по слогам, если надо быстрее — слоги будут произноситься быстрее! Это очень забавно изобразили Надежда Румянцева и Инна Макарова. Если пансион не сказался на образованности купеческих невест, то развратил их. Вероятно, они и до того не отличались добродетелью, но сейчас могут думать только о развлечениях и мужчинах. Но, если подумать, то веселья в жизни этих девушек нет никакого. «Очень бесстыжие они до мужчин», - дает им характеристику Матрена. А мы видим две неприкаянные души, готовые выть от скуки.



Братья Раисы и Анфисы фактически держат их на самоизоляцие... на карантине, да отвяжись ты! «под замком, все равно что взаперти», чтобы сохранить хотя бы остатки их репутации просто чтобы предотвратить откровенный разврат и главное, удержать тех от поспешного брака с искателем денег. Не беспокойтесь за Анфису, если Лукьян Лукьяныч не полный идиот (а полных идиотов не бывает... бывают, но редко), то он на Анфисе женится по всем правилам. Это вам не бесприданница какая-нибудь.

Но, как наркоман всегда находит наркотики, Раиса с Анфисой обходят все карантинные правила и устраивают свидания практически под носом у братьев. Пустота их жизни приводит к скуке, а уж скука толкает на отчаянные поступки. Братьям стоило бы не запирать девчонок, а выдать их замуж, да поскорее.

Совсем в другой форме выражает аналогичную тоску по мужчине вдова Домна Белотелова (любил Островский «говорящие» фамилии). Сохраняя благопристойность, вдова блюдет воздержание, держит пост и бьет земные поклоны в сторону церковных крестов. Домна окружает себя приживалками и компаньонками и флегматично вздыхает. Домне мужчину доктор прописал, а с рецептом «в аптеку» побежала Акулина Гавриловна. Бальзаминов сильно сократил бы свои мытарства, а заодно и саму пьесу, если бы согласился на предложение свахи сразу. Женитьба на ней не обещает Бальзаминову той идиллии, о которой он мечтает, скорее, его посадят на очень короткий поводок.



А что же Бальзаминов сам хочет от брака? А это как раз та часть фильма, которую в пьесе никак не изобразишь с таким же размахом, как в фильме. Бальзаминов живет мечтами. Он живет в мечтах. В них он совсем другой человек (даже внешность другая — брюнет с усами) — решительный, смелый, окруженный почитателями, подчиненными и, конечно, женщинами. Бальзаминов примеряет на себя роли генерала и даже царя, последний издает очень необходимый указ о том «чтобы богатые женились только на бедных, а бедные на богатых», уравнение в состоянии таким образом сделает больше людей счастливыми, а Миша Бальзаминов, хоть и эгоист, но человек не жадный.



Вот в чем Бальзаминова нельзя обвинить, так это в жуирстве. Он не волочится за женщинами ради удовольствия. Предел его стремлений — жениться (на богатой), а затем его воображению рисуются идиллические картины безмятежного утра с кофием и ласковой женушкой. Даже Матрена (которую он грозился уволить «как только») есть в его «живых картинах» - все также суетится, носит горшки с едой через двор, подает полотенце и т. д. Дальше этого его фантазии не заходят, чего же больше-то желать — одно сплошное благорастворение.

Единственное, чего требует Бальзаминов от ближних — не прерывать его фантазий. Вы бы тоже заверещали, если бы вас оторвали от кислородной подушки в момент, когда вы без нее дышать не можете (это я не имею в виду специально COVID, но он, к сожалению, тоже про это). Без мечты Бальзаминов не сможет жить, так как только она дает ему надежду на обеспеченную жизнь, каменный дом и жену. Так что уж не прерывайте его разглагольствований.

Мечта, считает Бальзаминов, может быть какой угодно. Этим он напоминает мне другого философа, которого в глупости никак не заподозришь. «Плов», говорил Насретдин, «может быть таким жирным, как вам угодно, если вы о нем всего лишь мечтаете». В смысле, что печень от этого не пострадает. Так, Бальзаминов представляет себе, каким могло быть счастье двоеженства. И рассматривает он эту ситуацию не с точки зрения сладострастия, а исключительно из соображений двойного благополучия и двойного семейного счастья. Я ведь уже говорила, что Миша щедр духовно?

Кроме того, Бальзаминов провозглашает принцип, который, опиши он его в книгах, принес бы ему в наше время целое состояние. Можно было бы и с лекциями по Москве разъезжать. А что, в наше время полно дураков, выкладывающих любые средства за концепцию «богатого мышления». А чем хуже теория Бальзаминова, что он привык мыслить как бедный человек, «вот богатство в голове и не помещается»? Эх, не того человека глупым зовут.

Бальзаминов достиг своей цели, и, в какой-то мере, мы за него рады. Есть неписаное правило (думаю, что оно не только для женщин верно): не всем девушкам стоит идти в институт, есть те, которым замужество гораздо полезнее. Мы знаем, что бедность не стимулирует в Бальзаминове ничего, кроме способности мечтать. Принцип, которым обжег его Капочкин дядя Неуеденов — Николай Крючков: «а по-моему такому человеку, который не умеет достать ничего, не токмо в богатстве, а и совсем жить незачем»), ему чужд и даже обиден. Вот только исполнение его желания не обязательно сделает его счастливым. Теперь ему и вовсе нет никакого стимула «шевелиться». «С деньгами-то мы и дураками проживем».

Сколько таких никчемных, но безобидных молодых людей вело жалкое существование во времена заржавленных социальных лифтов (да и сейчас эти лифты если и смазывают, то не тем, чем надо бы), сословных ограничений и юридических препон. Особенно, если они сами не прикладывали никаких усилий, а только мечтали выиграть в лотерее жизни, забывая при этом купить лотерейный билет.

Тем не менее, пусть же таким мотылькам, как Бальзаминов хоть чуточку повезет в жизни. Не имеющий ни самолюбия, ни амбиций, Миша Бальзаминов лишен жестокости и подлости настоящего альфонса. Вместо претензий он скромно просит: возьмите меня в подкаблучники.

Бальзаминов заплатит за достижение своих желаний тем, что будет вынужден с ними распрощаться. Яркие мечты Бальзаминова, в которых он привык проводить большую часть дня, уйдут. Потому что с их исполнением потеряется сама причина фантазировать. Что может желать человек у которого есть «всё»?



Нищий ли тот, у кого есть мечта? Богат ли тот, кто мечтать не может?

Tags: кино, критика, советский
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments