inryko (inryko) wrote,
inryko
inryko

Categories:

На своем месте. "Старшая сестра" (1966)

Иногда фильм так хорошо забывается, что при повторном просмотре удивляешься, как можно было считать, что никогда его не видел. И все же я думаю, что Старшую сестру я умудрилась пропустить, даже при том, что некоторые фрагменты мне знакомы.

Опять же начитавшись отзывов о главных героях, я настроилась на какую-то трагедию, пусть маленькую. Ожидания совершенно не совпали с действительностью. В который раз я убеждаюсь, что люди склонны выбирать крайнюю точку зрения и держаться за нее так, как будто любое смягчение позиции будет расценено кем-то как полная капитуляция. В жизни же, как известно нет резкой границы между черным и белым. Так что чужим отзывам "верить нужно в самом крайнем случае".





Иметь старшую сестру — это здорово. Во-первых, есть рядом кто-то, ответственный за твою безопасность и благополучие, особенно, если старшая сестра заменяет мать. Во-вторых, есть с кого брать пример, в третьих... старшая сестра пожертвует своим счастьем и успехом ради счастья и успеха сестры. Разумеется, мы рассматриваем идеальный стереотипный случай. Тот, который и лег в основу Старшей сестры.

Надежда и Лидия из детского дома забрал дядя, Дмитрий Петрович, который не упускает возможности упомянуть об этом при каждом удобном случае. Никакого упрека он в эти слова не вкладывает. Просто ему приятно, что у него есть такой повод гордиться собой. Он не живет с сестрами, но захаживает так часто, что фактически является членом семьи. И ни один его визит не обходится без доброго совета той или иной сестре.

Надежда, как старшая сестра, стремится получить профессию, чтобы младшая смогла учиться на актрису, как и мечтала. Она не только поддерживает Лидию во всем, но и живет ее интересами и увлечениями. Сама она тоже занималась в театральном кружке, но все это давно оставлено в пользу «серьезных» дел.

А еще у Лиды есть парень, с которым они не разлей вода. Не какой-нибудь шалопай: умный парень — далеко пойдет. А у Нади ухажера нет — и времени на такие глупости не найти.

На Надежде лежит ответственность за сестру (смотри выше) и вина за все. Люди обвинят ее, если она «упустит» Лиду, а Лида упрекнет за излишний диктат. Так что Надежда всегда находится между двух огней. И Дмитрий Петрович, со всей своей мудростью взрослого человека, иногда служит растопкой для костра.

Обвинения комментаторов прямолинейно указывали на Надю как виновницу в личной неустроенности Лидии. Это ведь она, с подначки дяди, «выгнала» Кирилла из дому, потому что он «не досмотрел» за ее сестрой в походе, и та простудилась. Упрек далеко не стоил обиды, которую почувствовал молодой человек. Вините Надежду сколько угодно, но не снимайте ответственности и с Кирилла. Он, что называется, картинно хлопнул дверью и предупредил, что «никогда больше не вернется». Эта мелодрама кажется смехотворной, но она привела к расставанию влюбленных.

Можете со мной не согласиться, но человек, так легко оставляющий девушку ради обиды, в моих глазах действительно ненадежен. Надежду же можно упрекнуть только в мимолетной горячности. Да и если вы представите Доронину, говорящую что-то в сердцах, то поймете, то обидеться на такое мог только законченный истерик. Да она и «бу» гусю не сможет сказать.

Я даже не склонна упрекать в случившемся дядю Дмитрия Петровича. Есть у него и пострашнее «грехи». Полагая себя агентом влияния заменой родителям девушек, он рассыпает советы с непрошеной щедростью. Это по его указке Надежда отказалась от второго шанса поступить на театральное отделение и, скрепив сердце, закончила училище, чтобы зарабатывать деньги для семьи.

Почти сразу мы понимаем, что из двоих сестер Надежда не только талантливее, но и по-актерски чувствительнее. Театр — ее подлинное призвание. Она способна цитировать не только выдержки из художественных произведений, но и статьи про театр. Удивительно, но в эти слова она вкладывает столько страсти, что они начинают жить своей жизнью. Лидия же актерством не дышит. Ее мечта уже потускнела и потеряла притягательность. Срезавшись на прослушивании, она отказывается от мечты почти безболезненно.

Только сделав так, «как дядя советовал», Надежда в третий раз входит в театральную реку. Это должно быть тяжело в ее возрасте, даже если ей (неизвестно сколько по сценарию) не больше тридцати лет. Вступив в двери театра несмелой дебютанткой-перестарком, она обретает себя и становится известной. Мы видим, какую жажду по этому образу жизни она испытывала все это время: она поет, танцует, декламирует — и все вперемежку, и делает это талантливо.

Дядя приводит жениха (еще одно непрошеное благодеяние), скромного и учтивого молодого человека, который, будучи поставлен в невыгодное положение сосватанного болвана на смотринах, злит Надежду. Ее негодование досталось не тому человеку.

И вина за то, что сестра начала встречаться с Кириллом (который успел жениться), тоже не ее. Кирилл, так легко бросивший «обещание» больше ногой не ступать в их дом, отлично справился со своими обидами, вернее закутался в них как в плащ, и считает, что перенесенные им «потрясения» дают ему право вести себя как захочется. Надя боится сказать слово против желаний Лиды, которая ведет себя с вызовом и отчаянно отказывается бросить «позорные» с точки зрения Нади отношения. Но только после того, как жена Кирилла приходит к ним в поисках заблудшего мужа, Надежда, наконец, находит в себе силы хотя бы попытаться положить конец этой несправедливости. Нельзя не заметить, что и тут дядя внес свою лепту.

Отношения Лиды и Кирилла, оказавшиеся столь непрочными вначале, теперь построены на обманчиво убедительном базисе упущенного шанса. «У нас это незаконно отняли», говорят они друг другу. «Не твоя вина, что ты нашел другую, которая тебя поняла», успокаивает Лида Кирилла. Запретный плод всегда слаще полученного по заслугам. Вот и держатся они за свою вновь обретенную любовь, с легкостью находя оправдания самим себе. И самую большую обиду они наносят невинному в их страданиях человеку.

У Нади жизнь налаживается как только она связывает свою жизнь с долго лелеемым признанием. И остальные кусочки пазла вдруг начинают складываться в отрадную картину. Снова к ней приходит неудавшийся жених, но теперь он не желает играть по чужим правилам и заявляет о своих честных намерениях. Это требует от него известного мужества и... теперь он противостоит и дяде, который его гонит. Однако Надежда больше не отдает свою судьбу на откуп Дмитрию Петровичу. Она мягко останавливает готового уйти жениха и просит его приходить еще. Что-то действительно поворачивается в нужную сторону в жизни Надежды. Она обретает силу.

Лида же расстается с Кириллом, жена которого, потерявшая всякую надежду на его любовь, уезжает в деревню. Вот, казалось бы, счастье само идет в руки. Но выясняется, что украденная любовь была им дороже открытого, «заслуженного» сожительства. А еще Лида говорит нам словами, очень гладкими и умными (ведь за нее говорит известный драматург), что она поняла, что Кирилла с его женой связывает настоящий брак, а с ней — практически нечего. Что он осиротел после ухода жены, а она не смогла почувствовать есть ли что-то, что может с такой же силой соединять ее с Кириллом. Запоздалое отрезвление. Но лучше поздно, чем никогда.

Этим открытием Лидия делится с Надей, она настолько осознанно приняла решение, что это даже не ранит ее — неизбежность, которую надо принять. Но вездесущий дядя и тут сунул свой заботливый нос и посоветовал Лиде вернуться к Кириллу с его перспективами и «большими надеждами». Дмитрий Петрович, похоже, умеет переобуваться в воздухе. Теперь, когда Лида может «получить» Кирилла, он уговаривает ее не упускать шанса. Надежда, буквально выросшая на наших глазах НАКОНЕЦ-ТО решительно рекомендует дяде не вмешиваться в дела сестры.

Нет, я не вижу не единого пятна на Надежде. Она исполнила положенную ей роль, искренне, самоотверженно, страстно. Лидия теперь найдет свою дорогу и выбирать будет с открытыми глазами, не замутненными незрелыми эмоциями. И она всегда может рассчитывать на помощь Надежды. Иногда хэппи-энд не слишком очевиден, но в этом фильме он есть.

Как часто это бывает в советских фильмах, он «набит» отличными актерами, каждый из которых мог бы претендовать на исключительное внимание зрителя. Нам, избалованным таким изобилием актеров «высшей пробы», это кажется совершенно обыденным. Сами посудите, помимо Дорониной, Теняковой и Жарова (это дядя), в фильме приняли участие Леонид Куравлев, Олег Басилашвили, Инна Чурикова, Виталий Соломин, даже Евгений Евстигнеев — в практически эпизодической роли. Мелькает там и Виктор Ильичев, к которому я питаю неизъяснимую слабость. И это, вместе со сказанным выше, ставит Старшую сестру в один ряд с наиболее удачными кинопроизведениями советского периода.
Tags: кино, критика, советский
Subscribe

  • Есть одна у летчика мечта... "Империя Солнца" (1987)

    Существует ли безошибочный способ сделать фильм о войне, который найдет отклик в сердце зрителя, независимо от его национальной принадлежности,…

  • Сочинение на пятерку

    Вот так бывает: ходишь, ходишь в школу и вдруг бац! сочинение. Из трех зверей: диктанта, изложение и сочинения, этот зверь был злее всех. Некоторые…

  • Правдивая ложь. "The Trap" (1966)

    Любите ли вы фантастику, как люблю ее я? Фантастические книги или фильмы обычно воспринимаются нами с известной степенью допущения. Хотя есть и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments