inryko (inryko) wrote,
inryko
inryko

Categories:

Суд совести. "Воскресенье, половина седьмого" (1988)

В поисках этого фильма я проявила не меньше упорства, чем его главный герой — в расследовании смерти. Но, видимо, тому повезло больше. Я же в принципе неправильно построила поиск. Зная, что фильм объединяют с другими двумя главный герой, и автор, его создавший, пыталась найти книгу. Но оказалось, что книги и не было — автор (Анатолий Рыбаков) сразу написал сценарий.

А вот по актеру и другому фильму, где он тоже сыграл героя в значительно более юном возрасте, добыть информацию получилось. Помню, как с родителями мы обсудили, может ли это быть все тот же актер (в детстве я не всегда могла узнать человека в повзрослевшем ребенке), и папа убежденно заявил, что это не может быть никто иной.

Так вот фильм Воскресенье, половина седьмого был найден окончательно. Снятый в разгар перестройки, в последние годы умирающего СССР (умирающий, однако, успешно притворялся страной в полном расцвете сил), фильм заметно более «свободный» во многом, особенно в использовании музыки (я вас умоляю, никто не платил тогда за использованные саундтреки, так что деньги никогда не были причиной).





Музыка моей молодости: Модерн Токинг, Скорпионс, Пинк Флойд, даже Уайтснейк, про который я успела подзабыть. Это слушает молодежь, которую герой пытается переманить на светлую сторону Силы. А сам Сергей всегда окружен музыкой классической. Это смешно, когда классическую музыку противопоставляют любой другой, как добро и зло. Даже тогда не сработало: насколько я помню, в молодости я навостряла уши вовсю, чтобы услышать эти ценные «обрывки» мелодий, которые очень скоро стали завсегдатаями моих «плей-листов». К слову сказать, и тогда, и сейчас я очень люблю классическую музыку.

Но надо уже что-то написать и о самом фильме. Воскресенье, половина седьмого последний фильм сериала о Сергее Крашенинникове, подростке-правдолюбе, которого мы все наверняка запомнили по фильму Каникулы Кроша. Только в последнем «эпизоде» он предстает перед нами вполне взрослым человеком, заканчивающим университет и почти получившим работу (а также женатым, хотя чуть позже выяснится, что женой именуется подруга — почему бы и нет, раз молодой человек уверен в своих чувствах).

Нетолерантно замечу, что маленькая собачка — до старости щенок, выражение, характеризующее изменение внешности Кроша. Главный признак того, что молодой человек чувствует себя недостаточно взрослым — наличие внешних атрибутов. Усы — самый популярный из них. И, как обычно случается, усы не только не добавляют солидности, но и окончательно подрывают ее. Костюм, который носит практикант-следователь, уже немного более убедительный признак. Я одобряю.

Впрочем, до того, как вы разочаруетесь в ожидании убийственной критики, предупрежу, что ее не будет. Помню, как я смотрела Каникулы Кроша, а потом, много позже, прочла и книгу, с растущим раздражением против главного героя. Написанная от первого лица, она изобиловала самоуверенными, избыточно наставительными и необдуманными высказываниями, которые постепенно так надоели, что хотелось выйти и дать ему пинка. Но на самом деле это отличный прием: не прибегая к оценкам, снисхождению и прочим взрослым штучкам показать героя таким, как он сам о себе думает. Кстати, к чести Кроша надо заметить, что он немилосерден к своим недостаткам и честно признает их (когда заметит).

Воскресенье, половина седьмого, будь это книгой, вероятно, был бы построен аналогичным образом. Еще в детстве Крош отличался невероятной въедливостью и способностью так достать человека вопросами (иногда бестактными от незнания контекста и поспешности суждений), что тот раскрывал тайну золотого ключика. Выбрав профессию следователя, он нисколько не ошибся. Есть такие цельные люди, которых не отпугивает поражение, или грубый отказ. Про них сказано «его гонят в дверь, он влезает в окно». Что было бы утомительно в любой другой сфере, но не в той, где от настойчивости задаваемых вопросов (точных вопросов) зависит результат дела.

Молодой следователь полон энтузиазма. В его мечтах он дело раскрывает без особых проблем. Он возмущается людским равнодушием и видит ситуацию в целом, как не столько криминальную, сколько нравственную задачу. И только ввязавшись в бой он обнаруживает подводные камни. Работа следователя строится на взаимодействии с людьми. И не только с преступниками, но и со свидетелями, жертвами и их родителями. Особенно с родителями жертв. Как ни подготавливай мать двадцатилетней девушки, погибшей в результате несправедливого, рокового стечения обстоятельств, сказать ей напрямую, что дочери уже нет в живых, требует известного мужества даже от совершенно постороннего человека.

Крош, однако, не посторонний человек. Опять же в силу особенностей его характера (в каждой бочке затычка, сказали бы недоброжелатели), он никогда не стоит в стороне в ситуациях, когда его усилия возможно принесут пользу. Если он и бестактен временами, то это полностью искупается его личными переживаниями. Он научится разговаривать с пострадавшими, но надеюсь не из-за очерствения сердца.

Крошу, прошу прощения, Сергею Владимировичу, есть дело до чужой беды. То, что должно было стать его легким делом для отчета по практике, превращается в полноценное расследование. Наиболее виноватым мне представляется врач Боровой, который осмотрев умирающую девушку и определив диагноз, тем не менее бросил ее в лесу, потому что спешил на встречу с какой-то шишкой. Он и скажет верные слова: дело давно уже закрыли бы, если бы следствие вел опытный человек. Состава преступления нет, смерть по естественным причинам, но Крош уже с первых часов расследования натыкается на вопросы без ответов. Назовите это неопытностью - я скажу, что совесть не дает ему последовать совету вышестоящих товарищей и закрыть дело.

Но даже Сергей Владимирович мог бы и упустить детали, и даже самое главное в этом случае, если бы не сверхподозрительное поведение всех участвующих лиц. Буквально все, начиная с подружек девушки, с которыми она предположительно и провела день, заканчивая случайными свидетелями — подростками, слушающими музыку на Поляне (видимо, название лесного парка на местном жаргоне), придумывают свои версии события вместо простого рассказа о том, что произошло.

Как позже заметит подруга спутницы жизни Сергея: невиновные люди так себя не ведут. Именно это «заводит» юного Шерлока: он берет след и с завидным упорством идет по нему. Его не останавливают строптивые свидетели, с лживых историй которых приходится слоями снимать нагромождение уловок, уклончивых объяснений, намеков... Он не побоялся высокопоставленных и неназванных лиц, которые, воспользовавшись телефонным правом, открыто влияли на ход следствия. Крошу пришлось выслушать намеки о личной заинтересованности в деле, но он не поддался на провокации. Кроша избили хулиганы — он выстоял. Крошу пришлось выслушать упреки матери своей невесты, уговаривающей его (а по какому собственно праву?) бросить дело в отношении врача; даже его девушка, Лена, открыто встала на сторону профессора Борового и настаивала на том, чтобы Сергей «оставил в покое» выдающегося врача. Возможно, этот самое первое его расследование поставит крест на их отношениях. И все эти препятствия оказались недостаточными, чтобы Крашенинников свернул с пути.

Меня радуют в этой истории некоторые обстоятельства. Во-первых, Кроша явно поддерживает его старший коллега Андрей Андреевич. Он, похоже, не забыл о том, зачем нужны правоохранительные органы — защищать и служить «Служа закону, служу народу" — и смог «постоять в башмаках» Сергея. Он так же выступил его защитником перед клеветниками и недоброжелателями. Провел за того следственные действия, когда Крашенинникову был объявлен отвод от дела.

Во-вторых, Лена с помощью своей очень здравомыслящей подруги осознала, под каким давлением Сергею приходится выяснять обстоятельства дела. И еще она твердо уверена: какими глупыми с ее точки зрения ни кажутся поступки Сергея, на подлость он не способен.

В-третьих, молодому сыщику удается найти подход к избалованной молодежи, сломать лед недоверия между ними (всего 5-6 лет разницы в этом возрасте поставили их поначалу по разные стороны баррикад). Задолго до финала 4-серийной драмы, подростки начинают проникаться уважением к Сергею, а потом и вовсе помогают ему во всем. Потому что он не заклеймил их пропащими, не осыпал опостылевшими нотациями. Он увидел в них настоящих людей, которым не чужды совесть и сострадание. И вот уже Лед Зеппелин (да и Биттлз тоже) перестают быть символом противостояния.

Вот за что я люблю Анатолия Рыбакова — так это за неотразимость впечатления, которое производят его произведения. Сначала нам даже смешон пафос практиканта, постулирующего очевидные истины, а потом мы обнаруживаем себя шагающими с ним в ногу. Герои Рыбакова настолько симпатичны, правильны и вместе с тем правдоподобны, что мы отбрасываем всякое неприятие задолго до того, как книга/фильм окончатся.

Правдоподобие заключено и в результатах кинорасследования. Теперь все обстоятельства гибели Сони Смирновой прояснены, все действующие лица и их роли в случившейся трагедии определены, вина каждого из участников по разному замешанных в «неоказании помощи» вопиет к возмездию. Но с точки зрения закона ни один из «преступников» не может быть привлечен к ответственности. Это печально, хотя Крашенинникову нечего стыдится. Он достойно выполнил свое первое задание.

Зато он достиг других целей, не менее важных. Все, кто прошел мимо страдающего человека, теперь никогда не забудут своего проступка. Совестливым это не даст покоя, но даже самым бессовестным это послужит уроком. Они хотя бы напуганы. С паршивой овцы хоть шерсти клок.

Все вышесказанное не дает мне права отнести фильм к банальным детективам, хотя все отличительные черты детективного расследования в нем присутствуют. Воскресенье, половина седьмого глубже, чем кажется на первый взгляд. И даже если слово «мораль» пугает рядового зрителя, он не сможет отрицать, что в данном случае без нее не обойтись. Вам не будет скучно его смотреть и по окончании серий вы обнаружите, что стали в чем-то лучше.
Tags: кино, критика, советский
Subscribe

  • Коня Троянского не купите?

    В фантастической литературе встречаются описания инопланетных культур, которые вместо того, чтобы научить заезжего земного антрополога своему языку,…

  • Нас там не стояло?

    По своему обычаю, опаздывая «на каждую войну», я все же выскажу свое мнение, никому не нужное и ни на что не влияющее. Начну, опять же по обычаю,…

  • Обожженные солнцем

    Много месяцев назад я записала в блокноте несколько мыслей для статьи об увиденном тогда фильме. Статья эта долго ждала своего часа и, похоже, ей…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments