inryko (inryko) wrote,
inryko
inryko

Categories:

Будьте достойны! "Повесть о первой любви" (1957)

Этот фильм я так часто смотрела в своей жизни, что почему-то решила, что легко его найду. Но название я забыла, ни одного из актеров не помнила по фамилии, поэтому пришлось идти окольным путем. Ох, нелегкая эта работа для забаненного в Гугле.

С мужскими ролями я даже связываться не стала, а вот по актрисам был неплохой шанс, ведь я примерно представляла себе, как выглядела школьница Оля. Перебрав с десяток актрис сначала по фамилиям, потом просто их портреты, я почти отчаялась, пока не нашла Джемму Осмоловскую. Неудивительно, что найти было трудно: в Википедии значится всего 5 фильмов и 3 телеспектакля. Впрочем, верить этой странице нельзя, она подлежит удалению.






Помню, как моя тетка саркастично хмыкала: неужели не могли найти молодую девушку, этой тетке все тридцать лет на вид. Теперь я знаю, тетя была не права: Осмоловской на момент выхода фильма было 19 лет, что несколько больше, чем среднестатистической выпускнице средней школы, но не критично. Сейчас мне она не кажется такой уж взрослой, даже несмотря на ее тяжеловесную красоту.

Итак, фильм найден (страницы в Википедии о нем нет) и называется он Повесть о первой любви. И опять неудивительно, что найти этот фильм трудно. Именно так называется и книга Рувима Фраермана «Дикая собака динго, или повесть о первой любви». Но ведь фильм-то довольно известный, его показывали довольно часто в советское время. Ну раз нет информации, то списывать неоткуда, можно фантазировать на эту тему без ограничений и позволить знатокам добавить, что они знают. /Напрасные надежды, посетители моего ЖЖ — люди исключительно деликатные и комментариев не оставляют/.

Повесть о первой любви во многом перекликается с картиной А если это любовь?. Здесь тоже есть учащиеся старших классов, влюбленные друг в друга вполне платонически, есть неприятная учительница, которая сует нос в их отношения и докладывает о них «куда надо», есть и неоднозначная реакция одноклассников, которые не особенно поддержали влюбленных, есть и неравнодушные взрослые, которые возмущены тем, что чистая история любви полощется на публике теми, кто не имеет к ней никакого отношения.

Что касается сюжета, то я всегда полагала судьбу главной героини «Повести» более трагичной, чем злоключение Ксени Завьяловой. Но теперь понимаю, что все как раз наоборот. Оле куда больше повезло и с друзьями, и с поддержкой взрослых, и со школой.

Пришедшая в 9 класс из другой школы Оля привлекает внимание Мити и ставит под угрозу его многолетнюю дружбу с Чапом (Аркадием). Это не вполне стандартный треугольник, но развитие ситуации аналогично: Митя — вершина, а два других угла — Оля и Чап — тянут его каждый в свою сторону. Разумеется долго это продолжаться не может, Оля побеждает, а Чап устраняется.

Чап обиделся не зря: Митя солгал ему, чтобы пойти на день рождения Оли, на который Чапа сознательно не пригласили. Чап и правда мрачноватый тип. Сдается мне, не до конца нам про него рассказали. Что-то сектантское чувствуется в его моральных принципах. Митя (которому известно больше) объясняет Оле, что Чап — женоненавистник и считает женщин существами «нечистыми». И все это после развода родителей и попыток матери как-то устроить личную жизнь. Я не думаю, что мама Чапа ведет себя как-то слишком вызывающе. Хотя бы потому, что в советском фильме на такое не могли бы даже намекать.

Тем не менее, Чап вправе рассчитывать на честность единственного друга, которому он только что признался в полной преданности. Ничего «нездорового» в отношениях Мити и Аркадия, так же как и с Олей, нет. Это настоящая юношеская дружба, когда молодые люди делятся всем, что у них есть на душе. И проводят большую часть свободного времени вместе. И вот Оля все это разрушила.

Оля — беззаботная девочка, она живет только школой и своими увлечениями. Всю работу по дому выполняет нянька (опять это странное для меня социальное явление раннего социализма, но, как я понимаю, это было вполне разумное «пристройство» пожилых людей в семью на принципах обмена услугами, вряд ли за плату), а мать заботится обо всем остальном. Мама Оли тяжело больна (сердце) и героически эту болезнь скрывает. Героизм ее, на мой взгляд, имеет крайне сомнительный результат. Дочь совершенно не готова к скоропостижной смерти матери, она не представляет, что надо делать, как дальше строить свою жизнь. И все это ради того, чтобы не омрачить ее «детства».

Вот и оказалась Оля, ни с того, ни с сего в рыбачьем поселке, бросив учебу в самом начале учебного года (10 класс), с семьей няньки, сведшей тесную дружбу с подмухой. Это неожиданное бегство в никуда, необъяснимая безысходность ее положения, усугубляемая внезапным исчезновением «источников финансирования» — явная загадка фильма, так и не разъясненная. Впрочем, объяснять не пришлось, так как за Олей приезжает Митя, а потом его отец, и она поддается на уговоры... поселиться в их доме.

Небольшое отступление роли отца и сына играют Сергей и Кирилл Столяровы. Если Сергей Столяров всегда был записным сказочным красавцем советского кинематографа (Садко, Руслан, Никита Кожемяка, Алеша Попович, Иван, младший сын...) или идеальным человеком будущего, то его сын, унаследовавший идеальные черты отца, добавил к ним еще больше очарования.

Отец Мити отличается независимостью от людского суждения: на увещевания матери (впрочем, Митя ее не зовет бабушкой — только по имени-отчеству, возможно, потому что она преподает в его классе), что в школе пойдут нехорошие разговоры о проживании двух несовершенно-летних подростков, он отвечает, что доверяет своему сыну. /И это не та училка, которая попортила Оле кровь./

Очень разумно ведет себя Оля. Сознавая уязвимость своего положения в чужом доме, принимая во внимание легкость, с какой могут пойти слухи, она сознательно держит дистанцию от Мити, который еще до смерти ее матери признался ей в любви. Если мы проанализируем все ситуации, где ее поведение можно толковать двояко, то можем сделать вывод: Оля не дурочка, не кокетка и не ведомый человек. Она достойно выходит из многих щекотливых ситуаций. А их в фильме предостаточно.

Крайне неприятный тип, учитель физкультуры, несмотря на этическую недопустимость такого поведения, самым недвусмысленным образом домогается Оли. Вот прекрасная иллюстрация того, как обстояло дело с двойными стандартами: поступки Оли, самые невинные, рассматриваются учителями и комсомольским активом в лупу, увеличивающие их собственные предрассудки. А вот учитель, делающий глазки и распускающий руки в отношении юных школьников, остается вне поле зрения бдительных клуш. Он даже не боится разоблачения, потому что знает, что школьница настолько пристыжена, что ей не придет в голову на него жаловаться.

Оля не единственная его жертва, он рыщет глазами в поисках потенциального «объекта» и легко переключается на «доступную» цель. Актер Бахарь отлично изобразил похотливого учителя физкультуры Якова Казачка, не лишенного, впрочем, некоторых талантов, позволяющих ему привлекать неосторожных мотыльков.

Митя, в отличие от Оли, менее эмоционально устойчив. Если между ним и Олей и возникает недопонимание, почти всякий раз — это его вина. Он слишком легко впадает в ревность или обиду, что удивительно, потому что в его дружбе с Чапом, эмоционально нестабилен как раз Чап. Несмотря на вполне объективные причины отнестись к Оле более мягко и оказать ей больше доверия, Митя поворачивается к ней спиной и уходит. А ведь даже слепому видно, что учитель физкультуры ему не соперник, Олю от него чуть ли физически не тошнит. Митя же высказывает претензии к Олиной холодности. А ведь она живет в его доме и просто из соображений здравого смысла не может вешаться ему на шею.

Другая ситуация, где Оля достаточно сдержанно себя повела — распределение пионервожатой в летний лагерь. Благодаря усилиям учительницы, вызвавшей ее на откровенность, а потом интерпретировавшей Олины слова превратно, а также ханжеству комсорга школы, Олю в пионервожатые не берут. Вернее, она отказывается сама, из-за непристойных инсинуаций комсорга, «раскачанных» на комсомольском собрании. Но дело заключалось вовсе не в отстранении Мити и Оли от «вожжания» с пионерами, а в том, что они не могут ехать в один лагерь вместе. Оля, однако, не только не устроила истерики, но и вполне достойно вышла из игры, где ставкой были деньги, между прочим. Из солидарности с Митей, в том числе.

А вот Митя пафосно хлопнул дверью, а ведь мог бы просто поехать в тот лагерь, куда его направили, тогда Оля смогла бы за лето спокойно поработать, не опасаясь сплетен. Очень странно ведет себя этот Митя, и если бы он не был таким хорошеньким, я бы на него сильно разозлилась (шутка). Все же Митино поведение как-то нелогично и не совсем этично, пусть даже это вызвано его ревностью или другими чувствами.

Именно недостаток его эмпатии является для Оли последней каплей. Она намного взрослее его в этой ситуации, но даже ее терпению пришел конец. И тут, какая неожиданность, Оля собирает свои вещи и... переезжает на свою старую квартиру! А что так можно было?! Все это время у нее было место для житья?! Пусть без няньки или дуэньи.

Ну не умеет она готовить — есть же самые лучшие в мире советские столовые с самыми хлебными в мире котлетами. Полы бы как-нибудь помыла, одежду постирала. Зато никаких разговоров и косых взглядов. И Оля уже не кажется распребедной и разнесчастной. Иметь квартиру даже на правах «квартиросъемщика» — это уже совсем другое дело, чем быть бездомной сиротой.

Училка (учительницей ее язык не поворачивается назвать) слово в слово повторяет Марию Павловну из А если это любовь?. Очень знакомая лексика. Слово «любовь» произносится как что-то невообразимо грязное и опасное. Действия свои она оправдывает исключительно заботой о детях и репутации школы и т.д., и т.п. (как любили выражаться канцелярские языки).

Митя опять наломал дров, предположив, что Оля предпочитает физрука как сильного и наглого, «как все девушки», и получил заслуженную пощечину. Ну сколько можно, в конце-концов?

Оля доказывает, что она сильный человек, устраиваясь на работу и обретая независимость и душевное спокойствие. А Чап внезапно проникается к Оле добрыми чувствами. Можно только догадываться, не испытывает ли Чап к ней более сильных эмоций, но, как настоящий друг, он делает все возможное, чтобы помирить Митю и Олю. Благородство всегда можно распознать, даже если оно прячется в грубоватом подростке, избегающем женщин как класс. Оля и тут на высоте. Ни единым словом или жестом она не показывает, что помнит что-либо о его прежнем к ней отношении. Да и сама она к нему больше не испытывает недоверия.

Все заканчивается хорошо, но мы уже задолго до финала поняли, что Оля справится с трудностями и завоюет друзей. Если она и была немного избалована раньше, то ее открытость, ровный характер и природное здравомыслие никогда ее не подводили. Остается пожелать, чтобы Митя хоть что-то из этого перенял или, хотя бы повзрослел достаточно, чтобы быть достойным своей первой любви.

Tags: кино, критика, советский
Subscribe

  • Есть одна у летчика мечта... "Империя Солнца" (1987)

    Существует ли безошибочный способ сделать фильм о войне, который найдет отклик в сердце зрителя, независимо от его национальной принадлежности,…

  • Правдивая ложь. "The Trap" (1966)

    Любите ли вы фантастику, как люблю ее я? Фантастические книги или фильмы обычно воспринимаются нами с известной степенью допущения. Хотя есть и…

  • Типы машин времени

    Задумала я как-то написать «книжный» пост про Чарлза-нашего-Диккенса, а именно, про Рождественскую песнь (так ее на русский перевели, пафосно). Но…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments