inryko (inryko) wrote,
inryko
inryko

Categories:

Вечные дети. "Взрослые дети" (1961)

Все же умели в советское время называть кинокартины предельно точно. За исключением совершенно уж банальных и очевидных названий, удачные отражали суть фильма и смотреть уже не надо. Совершенно напрасно думать, что название — предмет второстепенный, незначительный. Как вы лодку назовете...

Взрослые дети это фактически оксюморон. Нельзя одновременно требовать от своих отпрысков поведения самостоятельных людей и заботиться о них как о несмышленышах, без знаний, опыта и здравого смысла. Но как и оксюмороны, такие ситуации в жизни имеют место слишком часто, чтобы быть преувеличением или анекдотом.

Фильм Взрослые дети (1961 или все-таки 1962?) как раз и показывает нам: противоречивые ситуации более чем возможны, когда речь идет об отношениях родителей и детей. А ведь дело в фильме обстоит не так уж и плохо. Я бы даже сказала, подозрительно гладко все происходит. Конечно, это комедия, мордобй и скандалы не обязательны, но однако же верится с трудом, что, во-первых, можно так запускать положение вещей, а, во-вторых, так терпеливо к этому относиться.





Если дочь ваша Будур достаточно взрослая, чтобы на работе ее начали называть по имени-отчеству, нелепо волноваться из-за того, что она не является домой к «комендантскому часу», напрасно ожидать от нее, что она когда-нибудь начнет предупреждать об опозданиях по телефону — все это случалось неоднократно (родители выучили все телефоны экстренных служб и даже успели этим службам надоесть).

И винить некого в том, что дочь ваша Будур к своему запаздывающему совершеннолетию не умеет ни готовить, ни стирать, ни гладить, ни вообще делать что-то даже для себя. Вероятно еще в «консерватории» что-то пошло не так. Тем более не стоит использовать аргумент о ее несостоятельности для увещевания ее свежеиспеченного мужа. Ведь это в первую очередь говорит о несостоятельности родителей.

Но даже если прозрение пришло только сейчас, никогда не поздно эту самую Будур отправить на вольные хлеба вместе с мужем ее, который, все больше убеждаемся, одного поля ягода, сапог в пару, одна с дочкой сатана — неумеха и пофигист (ой, так раньше ведь не говорили). Читала у кого-то слова в защиту этой нескладной парочки, что они-де архитекторы, специалисты высокой марки, очень заняты творческой работой, полезны обществу, ценятся в коллективе. Что почему-то автоматически означало: отстаньте от них со своими бытовыми глупостями, они выше этого.

Да, наших героев нельзя назвать никчемными бездельниками. Но все же недостаток воспитания и элементарных навыков — существенный недостаток. А еще приложите к этому эмоциональную слепоту и крайнюю бессовестность. Сдается мне, что Игоря (это муж дочери нашей Будур) воспитывала такая же парочка беззаветно и бессловесно любящих родителей. Маменькин сынок и маменькина же дочка! Нечего сказать, свела судьба.

Невозможно поверить, что поведение Люси (что мы все Будур, да Будур?) испортилось только под влиянием Игоря. Что она вдруг начала сметать со стола еду прямо из под носа родителей для своего ланч-бокса, а посуду оставлять им грудами. Что она только сейчас стала приглашать к себе гостей и включать громкую музыку. Можно, конечно, свалить часть проблем на Игоря, он из общежития, там все живут так безалаберно. Но все же Люся явно не с бухты-барахты стала вести себя как балованный ребенок — эмоциональный террорист (можно сократить до «эмотЭр»). Что звонки уже были, и они были громкими.

Так же трудно мне поверить, что незатейливую комбинацию «мотоцикл вместо шкафа» (причем за деньги родителей, причем после того, как зять пообещал со шкафом дело уладить), то есть в прямом смысле мошеннический поступок, обман и подлог, даже самые терпеливые родители снесли бы так безропотно. Тут даже не в шкафе (импортном) дело. Это же ни в какие ворота не лезет. Знала ли об этой «рокировке» Люся? Это не вполне ясно. Но она совершенно не шокирована. Подумаешь! Что за мещанство, шкаф какой-то? Кхм, что, правда нигде ничего не шевельнулось, Люся?!

Да, мы видим с самого начала, что родители у Людмилы славные люди. С каким чувством юмора они разрешают различные неприятные проблемы. Выход мужа на пенсию — отлично! Жена все понимает, но не обнимает картинно и скорбно, а беззлобно поддевает его: ведь он и правда, не совсем еще ушел с работы, будет бегать туда чуть не каждый день, проверять, все ли нормально. Дочка шляется по ночам? И тут супруги находят момент пошутить над собой, в самом центре волнений и беспокойства. Вышла замуж, не предупредив, да еще привела муженька с собой — ну обхохочешься, как все серьезно!

Люди они мягкие, но не безвольные. Строгие, но не занудные. Терпеливые, но не чуждые эмоциональным вспышкам. Их брак идеален, они настроены друг на друга, притерты как шестеренки безукоризненно работающего механизма. Я даже не побоюсь предположить, что домохозяйка Татьяна пользуется очевидным равноправием со своим мужем — бывшим начальником планово-экономического отдела на заводе. Им нет нужды делить власть.

Во многих отношениях они более живые и человечные, чем Люся с Игорем, которые выражаются мемами «языком плаката» в самых неподходящих для этого ситуациях. Хотя, если мы немного отвлечемся от невыносимых до абсурдности «перегибах» в наглости молодоженов, они тоже предстанут перед нами вполне симпатичными людьми. Среди коллег они явные лидеры, достаточно смелы, чтобы отстоять свои идеи перед начальством, да и вообще молоды, красивы, спортивны, музыкальны, как и прочая интеллигентная молодежь.

Одинаково комичны и симпатичны сцены с клубом цветоводов (Татьяна Ивановна дважды сорвала доклад о цветении кактуса — скажите спасибо детЯм), поздравления со свадьбой на работе Люси и Игоря, игра в шахматы с соседом (тот все время приводит хронику борьбы со взрослыми детьми другого соседа — тот потерпел поражение, бедняга!), дискуссии о городе будущего молодых архитекторов и прочие...

И все же, я на стороне пожилых родителей. Они жертвы, куда не посмотри. Причем добровольные. Ведь можно было отпустить молодоженов сразу после свадьбы на съемную квартиру (они же были готовы, но родители не смогли отпустить дочку). Они могли бы потребовать вернуть деньги за шкаф — дело принципа. Мотоцикл и продать можно. Музыкальные вечера тоже можно было ограничить, в конце-концов, шуметь после 11 — это не по-советски. Очень знакомо и безнадежно неправильно выглядит решение Татьяны и Анатолия «помочь» с новорожденным ребенком, взяв его к себе в комнату. Высшая точка абсурда — когда Люся просит поменьше там шуметь по ночам, потому что они не высыпаются. Занавес, пожалуйста, занавес! Это же невыносимо!

Но вместо того, чтобы сломаться, выйти из себя, наорать, «поставить вопрос ребром» или «на попа», пожилые родители изобретают новые оправдания и новые формы заботы. Попытка воспитательного эксперимента — оставить родителей с ребенком, а самим сбежать в театр (кстати, театр-то по вечерам, а на работу с утра ходят?) — провалилась. А вот другая — убежать от детей достаточно далеко, чтобы не было соблазна помочь, неожиданно сработала. Да я не про молодых людей, тут понятно, что положительный эффект будет в любом случае, я про самих родителей. А ведь выдержали испытание, не прибежали назад с предложением плеча и шеи — садитесь, пожалуйста, свешивайте ноги, поехали!

Да это наивный фильм, да к тому же комедия, в которой перевоспитание «трудных характеров» возможно в течение часа с четвертью (экранного времени). Не верю я, что и это могло бы произойти с героями. Должны же быть сделаны героями правильные оргвыводы. Должен пройти испытательный период. Трудно пока сделать оптимистичные прогнозы относительно их дальнейшей жизни, более самостоятельной и ответственной. Ну уж не буду злой, пусть уж будет так.

И еще хочется, чтобы «золотые» архитекторы действительно планировали получше квартиры. Чтобы в них хватало место для всех зарегистрированных жильцов, а не выкраивался каждый полезный квадратный сантиметр путем перестановки мебели с места на место. Чтобы хотя бы на двоих человек выходила одна спальня, а не переоборудовалась из гостиной или кабинета. А если размечтаться, то можно дойти до полного волюнтаризма: квартиру каждой семье. Но мы все же в СССР, не будем отвлекаться от действительности.

Итог фильма: родители вошли во вкус и теперь они от своих вечных детей не отстанут, тем более, когда те, ВРОДЕ БЫ, осознали свои ошибки и принесли извинения (ой, не верю!). Помощь пойдет потоком, тем более потому, что молодежь теперь живет самостоятельно! Опять парадокс... И все же, факт, что Люся и Игорь будут жить отдельно, обнадеживает. Жить одной большой семьей можно только если это приносит радость и удовлетворение всем до единого ее членам. В противном случае, «размен на две квартиры в разных районах» следует считать удачным решением как для вечных родителей, так и для вечных детей.

Tags: кино, критика, советский
Subscribe

  • В этот день 2 года назад

    Этот пост был опубликован 2 года назад!

  • Книжный вор

    За небольшим исключением и преимущественно в любое время дня и года мы законопослушные граждане, уважающие чужую собственность и трепетно относящиеся…

  • В этот день 2 года назад

    Этот пост был опубликован 2 года назад!

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • В этот день 2 года назад

    Этот пост был опубликован 2 года назад!

  • Книжный вор

    За небольшим исключением и преимущественно в любое время дня и года мы законопослушные граждане, уважающие чужую собственность и трепетно относящиеся…

  • В этот день 2 года назад

    Этот пост был опубликован 2 года назад!