inryko (inryko) wrote,
inryko
inryko

Categories:

Противоположности сходятся. "Выйти замуж за капитана" (1985)

Не секрет, что старые фильмы, пересмотренные заново, могут вызвать у нас совершенно отличные от первоначального впечатления. В этом нет ничего удивительного, Мы меняемся, и наше мнение о том или ином явлении меняется вместе с нами.

Отношение может переключиться с нейтрального и даже положительного к резко отрицательному. И наоборот: чем старше мы становимся, тем меньше юношеский максимализм мешает нашему восприятию, тем терпимее мы становимся.

Тем не менее, если спустя 10, 20, 30 лет наша оценка фильма не меняется ни в ту, ни в другую сторону, это дает нам основания говорить, что он обладает неким качеством, которое не зависит от нас. Легко говорить о том, что негодное кино хорошим стать не может. А что если оно нам нравилось раньше и со временем не утратило нашего доброго мнения? Означает ли это, что фильм содержит некие вечные ценности? Наученные осторожности скептики, мы попытаемся это отрицать. Может быть и зря...





Как и для героини фильма Выйти замуж за капитана армия для меня совершенно посторонний мир. Еще в школе я получила выговор от учителя НВП за то, что не различаю воинских званий по погонам (таблица висела на гвоздике у стены, свободная для изучения) и даже почему-то горжусь этим. Учитель наш был строг, но справедлив: он полагал, что раз армия не готова принять девушек на службу, то нечего и забивать им головы уставом. Кроме выговора, никаких последствий у моего демарша не было. Я, кстати, дерзко заявила ему, что мне это ни к чему, потому что я не собираюсь замуж за офицера. Откуда я знала-то, что этого никогда не случится?

Позже в институте мы дали шанс даже не простым военнослужащим, а будущим офицерам (бери выше — военным летчикам), показать себя с лучшей стороны. Дело в том, что мы их считали недостаточно интеллектуальными и даже немного туповатыми. За шанс достойные представители офицерства не ухватились. Отношения не завязались, ущерб обороноспособности страны нанесен не был.

Тем не менее, я была знакома с людьми, которые некоторым образом восстанавливали в моих глазах престиж армии, в частности офицеры пограничных войск и зарубежного контингента. Кстати, и не знала, что они относились к КГБ — вот такая я воплощенная наивность.

Главный герой фильма — офицер-пограничник — и не ожидал, что его размеренная жизнь со строгим распорядком и такими же принципами будет растревожена появлением в ней взбалмошной незнакомки. То, что для него составляло смысл и форму жизни — для нее означало бы конец профессиональной состоятельности. Фотокорреспондент в СССР хотя и был морально далек от современного папарацци, руководствовался той же идеей: не нарушишь правил — не получишь репортаж.

Видимо, такое отношение к «нормам» провоцирует представителей «свободной профессии» на некую необязательность во всех остальных аспектах. Но мы не будем обобщать, скажем только, что Елена Павловна (лучше просто Елена и на ты) именно такая. Она опаздывает на встречи, не выполняет обещаний и могла бы получше работать над своими снимками.

Более того, она ненадежна и спонтанна. Рядом с ней никогда не знаешь, чего и ожидать. Заручившись вашей поддержкой, она может выкинуть такое, что вам будет хоть под землю провалиться!

Александр Петрович — это наш образцовый офицер — полная ей противоположность. Хоть сейчас бери его в разведку и посылай на особо важное задание. А лучше не надо, он ведь на своем месте. Он верен слову, обладает безупречными манерами, «любит стариков и детей», благороден и сдержан, самоотвержен и отзывчив.. Скажете, что таких один на миллион. Ну, будем считать, что это тот самый случай. Человек, которым руководит честь (и тут мне не хочется добавлять никакого «офицера», потому что честь — не лишний атрибут для человека, и женщин я тоже имею в виду).

Да такой человек и часа бы не выдержал в компании непредсказуемой Елены, которая последовательно втравливает его в незапланированную фотосессию в качестве модели, операцию «перевозка мамы на дачу», съемку свадьбы — и все за один день! Александр покорно выступает в роли ее ассистента, носит ее аппаратуру (инициатива ее, Елена к такой галантности не привыкла).

Везде ему приходится выступать и в качестве защитника. Издержки работы Елены: нескромные шлепки, приставания пьяных мужчин, хамство и бестактность воспринимаются ей почти как должное, но Александр так и рвется в бой. Его ответ обидчикам, немедленный и адекватный, удивляет Елену, а уж как они обескураживает хамов — и описать нельзя.

Отбривает он и гадкого соседа Елены, чье поведение не назвать не только мужским, но и человеческим. А на следующий день он уже сам вызывается сопровождать Елену в командировку. Зачем ему все это, спросите вы? Любовь с первого взгляда? Не будем спешить. Но она точно зацепила его. Трудно найти людей столь непохожих друг на друга.

Буквально все, начиная от повседневных привычек до принципов у них находится в диаметрально противоположных позициях. И все же, почему бы в свой отпуск, офицеру не помочь слабой женщине, нуждающейся в его помощи? То есть это он ее так воспринимает с высоты своего рыцарства. Она же считает себя сильной, ловкой и предприимчивой.

Разве не случалось вам в жизни провести день (а то и больше) с человеком «с другой планеты», а потом с улыбкой вспоминать о разделенных приключениях ? Неужели не встречались люди, которые вдруг заставляли задуматься о том, все ли ладно в вашей жизни, и не упустили ли вы что-то важное, что-то необходимое для «чувства глубокого удовлетворения»?

Саша усваивает, что в журналистской работе есть и более отталкивающие моменты, чем непрошеная фамильярность. Конформизм Елены, легкость, с которой она отступает от своей «миссии» (да, я понимаю, как ужасно пафосно это звучит), уступки совести в угоду профессиональной «солидарности» (не будем называть круговую поруку этикой) неприятно удивляет Сашу, но чувство такта не позволяет ему вмешиваться во внутреннюю борьбу Елены с остатками ее принципов. Пленку с неудобными снимками гниющих овощей — ее командировочное задание — он отдает ей, а она засвечивает ее в сердцах. Но он точно зацепил ее. Она негодует по поводу его «диктата совести», но злится-то на себя. На то, что она сдала позиции даже не попытавшись настоять на своем.

Борьбу с «соперником» Александр Петрович выигрывает легко. После всего, что было между ним и Еленой, она уже не может смотреть на коллегу-наставника-любовника Лядова с прежним легкомысленным панибратством и шутливым уважением. Его уроки вызывают отторжение и больше не нужны. Разочаровывается ли она заодно и в своей работе? Кажется, есть немного...

Классический конфликт между героями происходит в полном соответствии с драматическими правилами. Александр не готов мириться с лицемерием Елены и ее окружения, а она не может ему позволить тревожить ее неспокойную совесть. Происходит разрыв, подкрепленный естественными обстоятельствами. Он возвращается на границу, а она - к своей неспокойной, неустроенной, нескучной жизни.

Нужны ли эти двое друг другу? Вероятно, нет. Александр уж точно найдет успокоение в упорядоченности и строгости каждодневной службы. Ему не скучно с самим собой, потому что он и не задумывается о таких категориях, как скука или увлеченность делом. Он выполняет долг, не рассуждая и не колеблясь, что, собственно, и предписано армейским уставом.

Елена уж точно ничего не потеряет от отсутствия в ее жизни размеренности и контроля. Живи каждым днем, не так ли? Этот неудобный человек, с его заскорузлыми, принципами и, слишком прямой и честный (чистоплюй!), который учит ее жизни, только мешает ей забыться в блаженной неприкаянности.

Его признание обжигает. «Для меня ты никогда не была замужем и никогда никого у тебя не было, кроме меня» звучит шокирующе и подозрительно для современных девушек, чурающихся даже тени покровительственного отношения мужчины. Но я, кажется, поняла его правильно.

Он достал-таки Елену из ее непрошибаемого панциря разбитной журналистки, в котором она умело прятала свою неуверенность и ранимость, и заявил о том, что для него она чиста и непорочна. Что их отношения, если она даст им хоть какой-то шанс, начнутся с нуля. Без напоминаний и упреков. Это дорогого стоит.

Мне все еще сложно представить Елену женой кадрового офицера в отдаленном поселке в горах, на границе с неведомым государством (сдается мне, что это где-то на Кавказе, но для сюжета фильма это неважно). Я не могу вообразить, чем может занять себя Елена, какое хобби найти, в чем реализовать себя. На карьере журналистки она точно поставит крест, выйдя замуж за Александра.

Зато я точно знаю, что любовь, начавшаяся с противоречия, со столкновения абсолютно разных интересов, но, замешанная на изрядной доле юмора и здоровой самоиронии, даст сто очков вперед стопроцентной общности душ. Маленький чертенок в душе Елены никогда не угомонится полностью. Так же как доброта и готовность Александра принять ее такой, как она есть, никогда не дадут трещины.

Он прав, они совершенно не подходят друг другу. И именно поэтому, все у них получится.

Хочу добавить вне текста рецензии, что оба актера, игравших главные роли, Вера Глаголева и Виктор Проскурин, совсем недавно ушли из жизни, очень преждевременно по моим ощущениям. Грустно...
Tags: кино, критика, советский
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments