inryko (inryko) wrote,
inryko
inryko

Уж если нет на свете новизны. "Старая старая сказка" (1968)

Среди хороших фильмов, снятых в СССР, есть особенно любимые. Любовь иногда приходит гораздо позже первой встречи. И тем она надежнее. Если фильм понравился не с первого взгляда, он останется в листе предпочтений надолго.

Что может быть более романтичным и иносказательным, более невинным и лукавым сюжетом, чем сказка? В условных рамках утрированных эмоций, нереальных декораций, преувеличенных человеческих качеств (и добрых, и злых) нам преподносится моральная суть истории. Без и вне морали сказка не имеет смысла.






Место моего самого любимого фильма в этом жанре относительно недавно заняла Старая старая сказка. До этого я проходила стадии узнавания, понимания и принятия. Началось с того, что мне она понравилась, потому что детям нравится все, что показывают специально для них. Слово «сказка» уже служит сигналом получения особого визуального подарка. Странно, что она при этом нравится и взрослым, ну ладно уж, пусть посмотрят тоже.

Чуть позже я разглядела нарисованные, намеренно примитивные декорации, и детский снобизм отнес это к небрежности его создателей: ну конечно, раз детям, значит стараться не надо. Достаточно мир нарисовать на фанерке, а дети примут за чистую монету. К тому же герои ведут себя не совсем как в сказках. Непорядок!

И все же позже я оценила эту киносказку заново и отдала ей свое сердце. Все, что раньше казалось недостатком, теперь совершенно уместно и вовремя. И еще я поняла, что всегда упускала самое начало и конец, отчего возомнила, что это детская история. А ведь это совершенно универсальный сюжет, и, хотя детям фильм смотреть не противопоказано, взрослым он куда полезнее.

Я никогда не была склонна к доскональному анализу того, что мне и так нравится. Но на всякий случай я проверила фамилии и факты. Ни одного из этих сценаристов и режиссеров я не знаю. Тем более честь и хвала режиссеру Надежде Кошеверовой и сценаристами Юрию Дунскому и Валерию Фриду. История создания фильма - понятия не имею. Но знаете, мне это не так уж и важно. Совершенная сказка не нуждается в дополнительных оправданиях своему совершенству.

Актерский состав абсолютно удачен: Марина Неёлова, Олег Даль, Владимир Этуш, Георгий Вицын. В Википедии значится, что этот фильм для Неёловой кинодебют. В любом случае, я готова утверждать, что это самая лучшая ее роль.

Составлена история из андерсеновских сказок с Огнивом в главной роли и нескольких других в дополнение (из которых я пожалуй точно знаю только Свинопаса). Это не смешение героев и сюжетов, а скорее аллюзии, которые предлагается угадать. Андерсена охотно и разнообразно экранизировали в СССР, читать его тоже не запрещали, так что проблем с этой викториной не было. Оригинальность изложения заключается, скорее, в актуализированной интерпретации, которая сильно понижает пафосность сюжета, что смотрится удивительно органично и уместно.

Очень забавно видеть королевство в предбанкротном состоянии, держащемся на самых преданных людях, которым давно не платили зарплату. Да и король надеется выкрутиться «до получки» сдачей бутылок, «замещением» дворцовых должностей и жесткой экономией в быту. Попытки выгодно выдать замуж дочь носят почти отчаянный характер и бесят ее никак не меньше, чем в традиционной сказке, хотя она трогательно принимает участие в ресурсосберегающих мероприятиях отца, а капризы старается переносить во внефинансовую сферу. Фразы вроде «за свет три месяца не плачено», «король должен сам открывать двери — перед соседями неудобно!», «можем разменять на два королевства в разных районах» и пр. роднят героев фильма с нами, ничтожными людишками советского времени, да что там, это до сих пор актуально.

Саботаж принцессой традиционной процедуры отбора женихов, приводит к молчаливому бойкоту короля. Причем он перестает разговаривать со всеми. В этом король дает фору ребячливости принцессы. Горячая семейка! Отношения между дочерью и отцом изображены с бесконечной трогательностью, для которой в современном языке уже изобретено словечко «милота».

Но все же история эта о солдате, «демобилизовавшемся» в состоянии полной потрепанности и безденежья, но не теряющем бодрости духа. Потребности его просты, но он готов ухватить удачу за хвост. Классическая история о получении золотых монет из банка «Три большие собаки» дополнена ироничным волшебником, предлагающим герою нечто большее, чем богатство. Однако солдат уверен, что деньгами можно жить и в Африке. В полном соответствии с теорией, по которой бедность, хотя и не порок, но стереотип поведения, препятствующий благополучию, солдат очень быстро развеивает по ветру все деньги, а вместе с ними исчезают только что приобретенные неверные друзья. И только навязанное волшебником огниво спасает его от нищеты. Однако, происшествие его ничему не научило. Он по-прежнему считает, что в деньгах счастье. И это в то время, как волшебник предлагает ему помощь в приобретении профессии и получении образования. И не где-нибудь, а, похоже, аж в МГУ (изображенным всего двумя жестами!).

Случайно встреченная им принцесса — следующий пункт его программы. Да нет, он влюблен по-настоящему, его упрямство заключается в непременном покорении красавицы, невзирая на отсутствие взаимности и возможную несовместимость характеров. Его слепота пугает, особенно в сравнении с принцем-соискателем, тем самым с соловьем и розой, который боится, что он победит в устроенном принцессой соревновании на получение ее руки (сердце не обещано). Принц сетует, что если он выиграет, а принцесса его все равно не полюбит, то это будет ужасно. Солдат смеется над его робостью, но та же мысль догонит его чуть позже.

Но пока он повторяет снова и снова «Я ее люблю и хочу видеть» - интересная аллюзия на фильм Женя, Женечка и катюша. Там герой Даля выражает свою любовь именно этими словами и в той же интонации. Учитывая, что Старая старая сказка появилась годом позже, это могло быть заимствованием, удачной далевской отсебятиной.

Самая романтичная сцена — организованная волшебником встреча солдата и принцессы, которая полагает, что видит сон. Забавно видеть, как принцесса позволяет «сну» развиваться по самому смелому сценарию, но наотрез отказывается целовать солдата, когда осознает, что все происходит наяву. Идеальное свидание с гулянием по крышам, снегопадом и катанием с горки - это еще одна находка режиссера и сценаристов.

Встреча двух упрямцев — солдата и принцессы — меняет обоих. Принцесса — изрядная злючка, но добрая она не только, когда спит (честное слово!). Отказывает она солдату по законной причине, которая на изящном русском называется «вожжа под хвост попала». Но и она смиряется, когда ей выкручивают руки, и ее сломленность и покорность судьбе отрезвляет солдата окончательно. И в момент своего поражения, когда он отказывается жениться на принцессе по принуждению, он (о чудо!) наконец, завоевывает ее сердце. Поймут ли эту простую концепцию бескорыстной любви наиболее заскорузлые сторонники товаро-денежных ухаживаний?

Что еще можно сказать о Старой старой сказке? Да, декорации несколько картонные, но не забывайте, что действие происходит в вертепе, маленьком кукольном театрике, сделанным руками бродячего кукольника. В нарочитой их грубости имеется совершенно прямой смысл. К тому же они составляют контраст с «реалистичной частью» картины.

Музыка (композитор Андрей Петров) замечательная. Нежная и романтичная там, где речь идет о чувствах, залихватская, когда нам показывают солдата в моменты веселья, ироничная, когда надо подчеркнуть комичные моменты.

Так что же я все время упускала в этом фильме много лет назад, пока не открыла его для себя заново? Сказка является вставкой в историю двух влюбленных: дочку трактирщика и странствующего кукольника. Они планируют убежать вместе. По сказочным законам нет ничего невозможного в том, чтобы бедный солдат женился на принцессе, но в реальной жизни дочка трактирщика решает остаться с отцом, несмотря на любовь к кукольнику.

Хотя кукольник готов был оставить свое занятие (кукловодство) ради ответственности семейной жизни, она не смогла пожертвовать своим дочерним долгом. Что это? Забота об отце или страх перемен? Мы этого не узнаем, но безнадежность казалось бы простых отношений между простыми людьми перечеркивает жизнерадостность вложенной истории.

Такое развитие событий, когда дети не могут оставить своих родителей, всегда вызывают у меня недоумение. Большее, чем когда я вижу, что молодые люди, очертя голову, сбегают со своей случайной любовью и пускаются во все тяжкие. Ну как же будет продолжаться человеческий род, если зависимость между родителями и ребенком встает непреодолимым препятствием на жизненном пути последних.

Ну вот, я опять загрустила. А между тем, мораль истории довольно жизнеутверждающая и старая, как мир. Никакими деньгами любовь не покупается, никаким чудесами ее нельзя добиться, как и все, самые дорогие приобретения на свете, она достается даром. А что она потребует взамен, в каждом конкретном случае предстает узнать вам лично.
Tags: кино, критика, советский
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments