inryko (inryko) wrote,
inryko
inryko

Categories:

Обстоятельства непреодолимой силы. "Дикая собака динго" (1962)

Что-то я все время выбираю фильмы с проблемами, в частности о стереотипах относительно места женщины в обществе. Чтобы никто не заподозрил меня в выискивании только печальных тем, я пожалуй обращусь к фильму, где человек встречает трудности, которые можно отнести к обстоятельствам непреодолимой силы, а не давление общества, гендерные стереотипы или бюрократические препоны (самые искусственные из существующих препятствий).

К тому же иногда случается, что в фильме остаются непонятные места, и я надеюсь, когда-нибудь привлечь не только молчаливых читателей, но и комментаторов, которые мне и объяснят, что я упустила, или просто дадут свою версию, что будет не менее интересным.





Прочти книгу, крикнет мне въедливый, но все еще молчаливый читатель. В данном случае я могу вас заверить книгу «Дикая собака Динго», по которой в 1962 году снят одноименный фильм, я читала. И не раз. И даже книга оставила у меня ощущение недосказанности, даже недоразумения. Почему так?

Мне никогда не мешало то, что в советских, да и не только, фильмах подростков играют вполне взрослые люди. Та же Татьяна Аксюта вполне успешно «прикинулась» подростком. Благодаря своей хрупкости она выглядит даже моложе себя самой пятилетней давности. А Янина Жеймо — замечательная, юная, невинная Золушка, несмотря на назойливые рецензии, тычащие мне в глаза ее возраст и беременность. Галина Польских — актриса божьей милостью, как могли бы сказать лет 100 назад. Это определение вполне подходящее для характеристики таланта и сейчас. 22-летняя актриса (на начало съемок) свежа и непосредственна и, в полном соответствии с характером, настолько серьезна, насколько могут быть очень молодые люди, когда каждое решение для них — самое важное.

Испытание ей тоже предстоит недетское. Но обо всем по порядку.
Прежде чем я забыла, задам-ка я первый вопрос: откуда в стране победившего социализма возник/сохранился институт нянек? Это не первый фильм, в котором я вижу няньку — видимо, приживалку, живущую в семействе со взрослыми детьми и помогающую в ведении хозяйства? Получали ли они оплату или «работали за еду»? К сожалению никак не припомню название другого фильма с великовозрастной девицей, живущей с мамой и нянькой. Последняя явно не была членом семьи, потому что после смерти матери она из дому уходит.

Жизнь Тани Сабанеевой нарушает приезд отца. Его «предательства» она не забыла, и вместе с ним бремя ответственности носят и новая жена отца и его приемный сын, не имеющие отношение к давней трагедии несложившейся любви. Не догадаться о чувствах Тани они не могут. Не говоря напрямую, Таня не может скрыть своих чувств. А между тем, ничего поделать нельзя. И самое обидное, что не за что зацепиться, чтобы проникнуться к отцу безразличием.

Смятение и обида Тани только сильнее оттого, что тот, похоже, хороший человек: веселый, заботливый, проницательный. И к Коле, и к Тане он относится с одинаковым участием и серьезностью. Всё видят его глаза, и Танину церемонную вежливость с его женой, ее демонстративной отказ от примирения (она отказывается есть в доме отца - как символично!) и ее пикировки с Колей относительно любимых предметов. Если он не проговаривает с ней вставших перед ними проблем, то лишь потому, что понимает, что нельзя с молодыми людьми идти напролом. Слишком обнажены и хрупки их чувства.

Мать Тани так же ведет себя исключительно благородно. Она не препятствует встречам Тани с отцом «на его территории». Она не дает оценок и не настраивает Таню, не вздыхает страдальчески и не закатывает глаз. Сосуществование в одном небольшом городке с бывшим мужем, не устраивая трагедий, требует известного мужества. То, с чем взрослые могут ужиться, то, что они могут простить, застревает в сердце подростка. Но именно мать Тани принимает решение «сбежать», как будто ей невыносима эта ситуация. Я этого не понимаю. Единственная моя догадка, что мама Тани делает это скорее ради своей дочери, чем для себя. Но это все равно не понятный мне поступок. Ведь самый лучший способ примирить дочь с ситуацией — это позволить ей переболеть ей. Да и к мальчику она испытывала искреннюю симпатию. Есть ли ответ?

Отношения Тани и Фильки — друга детства — самая трогательная часть как книги, так и фильма. Они так близки, что достаточно намека, взгляда, молчания, чтобы понять друг друга, не прибегая к словам, которые бестактны и грубы. Иносказательны и глубоки почти все их беседы, начиная от упоминания таинственной страны Маросейка (улица в Москве, где живет ее отец), которую Филька честно ищет в атласе, и это не наивность, а дружеская деликатность, заканчивая разговорами о дикой собаке динго, которая обитает где-то в Австралии. Дикая собака динго — это сама Таня, независимая, колючая, странная.

В отчаянной ситуации, когда не ясно, что происходит с твоим лучшим другом, всегда можно выбрать слова, закодированные в невинные фразы, которые кричат: что я могу сделать для тебя?! Например как это сделал Филька, задав вопрос учительнице о том, как расставить знаки препинания во фразе «Куда ты сегодня уходила рано утром, дружок?». Когда Филька понимает, что даже этим уже перешел границу, он тут же оборачивает все в шутку разбором другого обращения «Эй, товарищЬ, больше жизни!», где товарищ обретает мягкий знак, как глагол второго лица, отвечающий на вопрос «что делаешь?». А вот учительница упустила эту игру слов совершенно.

Филька всегда рядом, он разделяет с Таней все приключения и интересы. Они и дня не проводят друг без друга. Филька не единственный внимательный и тактичный человек рядом с Таней, но он - самый чуткий. Такое ощущение, что он соединен с Таней всеми нервами, и малейший электрический разряд в ее мозгу немедленно вызывает сильный отклик в его. Филька — лучший друг Тани, и хотя мы все понимаем, что он влюблен в Таню до самоотречения, другом он и останется. Человек всегда стремится к развитию отношений, если его чувства растут, но ценность в дружбы остается неизменной.

В суперкратком обзоре Дикой собаки на Вики сообщается, что Рувима Фраермана осуждали за недостаточное раскрытие роли коллектива в произведении о воспитании молодежи. Но роль эта отлично прослеживается. Единство коллектива в травле по случайной и незначительной причине. Например! Самое странное, что никто не травил Женю, бросившую Колю на катке. Она побежала за помощью, но ведь ее мотивы можно было так же ложно истолковать, как и Танины, которая «угнала» у Фильки упряжку ездовых собак, чтобы спасти Колю от обморожения. Здесь вступает в силу одно из обстоятельств непреодолимой силы: беспощадный климат. Изнеженный московский мальчик Коля нуждается в Таниной помощи, но если мы присмотримся, обнаружим, что он далеко не слабак. И не трус.

Кстати, вот и еще один вопрос: как это каток оказался настолько далеко от города, что пришлось ехать назад на собаках, и почему Женя быстрее сбегала на своих двоих, а в результате бешеной гонки Тани и Коли на собаках, они оказались чуть ли не дальше от людей, чем были?

Еще одно недоразумение заключается в вопросе: когда Танино неприятие Коли и ревнивое соревнование с ним за внимание отца обернулось любовью? Ни в книге, ни в фильме нет никаких указаний, но это началось гораздо раньше происшествия на катке. Таня уже растревожила и рассердила Фильку, избрав его поверенным в своих сердечных делах. Филька-то ее читает как раскрытую книгу. Колины же чувства вообще за семью печатями, он обменивается с Таней резкими репликами, «ухлестывает» за Женей и пытается отгородиться от Тани показным равнодушием. Но мы знаем, Коля покорил ее в самую первую встречу вдруг заглянув в самую душу. Ты плакала?, спрашивает он на пристани, а она отдает ему саранки, не зная, что именно он тот мальчик, что «украл» у нее отца. Коля сказал, что думает о ней все время, но с какого момента Таня заняла все его внимание?

В последней встрече с Колей вместо испорченного (намеренно, чтобы утешить Фильку) платья, Таня облачилась в материнский белый халат медсестры, как будто подчеркивает, что она принимает сторону матери и сделает так, как нужно для ее душевного комфорта. Обстоятельство непреодолимой силы: отношения, которые нельзя склеить. Первое и последнее их объяснение, робкое и немногословное — самая зачитанная страница книги, но не самое трогательное из эпизодов Дикой собаки динго.
Мне все же ближе отношения Фильки и Тани и его объяснение в любви. Это чистая ребячливость «вытравливать» солнцем имя Тани на своей груди. Да, это отгорит и побледнеет, когда зимой он наденет теплую рубашку. Но когда солнце так же сильно, как их дружба, что-то должно остаться. Филька тоже теряет Таню, но дружба сильнее расстояний, в то время как от Коли Таня отрекается навсегда.

В книге много чисто советских деталей, «привязок к местности» социализма, но практически нет идеологии, которая, право же, была бы лишней в этом рассказе о чистых, нежных, незрелых чувствах и, соглашусь с Википедией, об эмоциональном взрослении. Очень хочется верить, что при этом наши герои не очерствеют душой.
Tags: кино, критика, советский
Subscribe

  • Коня Троянского не купите?

    В фантастической литературе встречаются описания инопланетных культур, которые вместо того, чтобы научить заезжего земного антрополога своему языку,…

  • Нас там не стояло?

    По своему обычаю, опаздывая «на каждую войну», я все же выскажу свое мнение, никому не нужное и ни на что не влияющее. Начну, опять же по обычаю,…

  • Обожженные солнцем

    Много месяцев назад я записала в блокноте несколько мыслей для статьи об увиденном тогда фильме. Статья эта долго ждала своего часа и, похоже, ей…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments