inryko (inryko) wrote,
inryko
inryko

Categories:

Семейные узы против разочарования. "Старший сын" (1975)

Среди выпадающих человеку испытаний разочарование — одно из самых разрушительных. Целительное время смягчает горечь потери близкого человека, смиряет с хроническим безденежьем, помогает свыкнуться с недугом, но разочарование временем не лечится — оно становится только глубже.

Разочарование может настигнуть самую жизнерадостную личность, вползти исподволь и ударить в самое сердце в тот момент, когда казалось бы все остальные раны временем залечены.

Не будучи заядлым театралом, я тем не менее люблю, когда в кино воплощают по-настоящему хорошую пьесу, особенно, если экранизация удачная. К таким можно без сомнения отнести пьесу В. Ампилова «Старший сын».






Я затрудняюсь определить, кто же в фильме является главным героем — Сарафанов или его «старший сын» Владимир Бусыгин, — но это только подтверждает, что пьеса насыщена достаточно, чтобы каждой роли досталась своя доля значимости (и не только двум упомянутым). Но, упомянув о разочаровании, я конечно, имела в виду Андрея Григорьевича Сарафанова в трогательно комичном исполнении Леонова. Комическое и трагическое раздирают героя пополам. Он патетичен, но смеяться над ним воистину грешно. Особенно после того, как зритель узнает его получше.

Разочарование Сарафанова заключено в трагедии самореализации. Музыкант и... композитор единственного, но незаконченного произведения, он играет на похоронах. И двое его взрослых детей старательно подыгрывают его легенде об успешной карьере в симфоническом оркестре.

Несмотря на искренние старания его быть весельчаком и мудрым отцом, что-то гложет его, какие-то неосуществленные и неосуществимые мечты. Будьте уверены он мечтает о высоком. Детьми его бог не обидел, они действительно любят его, несмотря на показной цинизм и практичность старшей дочери и взрывное бунтарство и взбалмошность младшего сына. Дочь ни за что не сознается, что не вполне счастлива в своем выборе жениха, а сын, у которого все чувства нараспашку, из одного детского упрямства будет говорить белое, указывая на черное. Стремления отпрысков самые благородные, но некоторая фальшь ситуации тревожит отца.

И тут появляется самозванец, который перевернет, к лучшему жизнь всей семьи. Как еще назвать наглого студента, который в компании со случайным товарищем заявится с сакраментальным «я ваш сын» с почтенному отцу неполного семейства, преследуя сугубо практическую и мелкую цель «дайте воды попить, а то так есть хочется, что переночевать негде». Невинный обман оборачивается воронкой из лжи и претензий на место в семье... хотя бы на одну ночь. Казалось бы, что тут такого, ну пошутили, с кем не бывает.

Совсем недавно я писала, как легко одинокому человеку попасть под нечаянное обаяние семейного тепла. Владимир Бусыгин как мотылек к свече бесстрашно полетел навстречу нерушимым обязательствам. Идея-то была его, пусть даже неприглядность его поступка очень скоро откроется ему во всей полноте. Встроиться в сложную сеть взаимоотношений между членами семьи, а также двумя «дополнительными игроками» - одинокой девушкой Натальей и женихом дочери — тонкая работа, но случайно подслушанная пара фраз и наитие помогают.

Итак, Сарафанов поставлен перед фактом, что маленький роман до встречи с женой дал результат, о котором он узнал только сейчас. И тут, вместо вполне ожидаемых подозрений, недоверия, отчуждения, холодности он раскрывает сыну объятия. Такой бурный прием точно не входил в планы загулявших студентов. Теплота и неподдельная радость «папаши» обезоруживает Владимира. Он уже раскаивается. Нина Сарафанова с ее полупрезрительной улыбкой и распланированной жизнью — единственная, кто ему не верит, но именно ее и не хочется убеждать. Отсутствие родства станет существенной необходимостью. Любовь с первого взгляда нельзя испортить подозрениями в инцесте.

Васенька — неразумный сын — принимает брата с первой минуты. Без всяких сомнений. Он милый мальчик. во многообещающем периоде влюбленности, в безнадежном периоде. В этом возрасте отказываются допускать малейшую возможность того, что любовь не навсегда, что от разбитого сердца не умирают, да и вообще вся любовь пройдет через месяц без достаточной подпитки. Ему необходим старший брат, одно только присутствие которого в доме поможет разрешить кризис неразделенной любви и непонимания окружающими. Он просто есть, старший брат, и жизнь уже не кажется такой уж безысходной. В заламывании рук, греческой трагедии, высосанной из пальца, страстности речей Васенька представляет собой Сарафанова-старшего в юности. Гены не спрячешь в карман. Остается надеятся, что разочарование этого героя будет мимолетным и не сломает ему хребта.

Влюблен Васенька в Наталью, которая выстроила перед собой прочную стену того же цинизма, скептического недоверия к мужчинам, твердого «нет», потому что ей тоже нужна защита от жестокого мира, от одиночества. Она разочарована, но пока что ее главная забота — отвадить Васеньку. В ход идут все средства: увещевания, холодный душ отказа, коварное предательство. Одиночество несет риск обвинений в легкомысленности. Наталья уж точно не легкомысленна, она балансирует на острие меча: с одной стороны порядочность и отсутствие взаимных чувств делают отказ неизбежным, а с другой стороны Сарафанов просил «не травмировать мальчика». Дилемма! Наталья «связывается» с беспринципным и скользким товарищем Владимира Сильвой, разве порядочная девушка будет так себя вести, спросит зритель. Не думаю, что это качество правильно определяют. Я ее не осуждаю. Мелочность и подлость главного героя она раскусывает очень быстро и гонит его прочь со смехом.

Сильва — неверный товарищ — действительно мелок. Он любит приволокнуться за девушками (думаю, что это его духовные собратья в наше время начинают дискуссии вроде «платить ли за девушку в кафе и что можно с нее за это получить», падая на самое дно моральной пропасти), петь под гитару и говорить красивые слова. Для пьесы он нужен как задник, фон, который подчеркнет достоинства положительных героев. Именно такие, как он чаще всего говорят о справедливости, обличают других в обмане и призывают к благородству. Его жалкое положение после «небольшого пожара», устроенного Васенькой, необходимо, чтобы было над кем посмеяться. Ведь именно смех разрешает все напряжение предфинальной части фильма и излечивает Васеньку от его разочарований, как наиболее мягкое лекарство, без побочного действия.

Нина — «сестра» меняет отношению в Владимиру от недоверчивого и презрительного до симпатии, по законам классической пьесы это случается в 24 часа, но сомнений в том, что такое возможно, у нас нет. Ее неудовлетворенность жизнью напрямую связана с решимостью уехать из дому, выйдя замуж за «первого попавшегося» молодого человека с отличными перспективами. Она постоянно убеждает себя, что ее выбор обдуманный и серьезный. И за этой необходимостью доказать это себе и другим выдает ее сомнения. Выбор ее не опрометчив, но она не удовлетворена. Все больше она убеждается, что все аргументы в защиту жениха, все его преимущества катастрофически оборачиваются его же недостатками. Да, Нина долго сопротивляется идее непрошенного родства, но и она вздыхает с облегчением, когда, вполне поверив в него, вдруг обнаруживает, что Владимир ей не брат. Ведь она только что нашла родственную душу.

А кто у нас жених? Михаил Кудимов — будущий радиоинженер (есть у меня подозрения, что всего лишь радиотехник) гражданской авиации — единственный участник этого безобразия, лишенный дара разочарования? Не спешите ему завидовать. Она совершенно пустой внутри. Эту пустоту он прячет за строгими принципами и распорядком дня. Понятие такта ему также неведомо. Он «у нас» правдоруб. Об опасности правдорубства меня предупреждал один очень хороший человек, и с каждым годом жизни я убеждаюсь, что именно такие люди приносят больше зла, чем лжецы. Ложная ценность фактической «истины» заменяет им ценность и хрупкость человеческих отношений. Не тратьте на эту идеальную персону и вашего сочувствия тоже.

Практический розыгрыш Владимира неожиданно оборачивается ложью во спасение. Шуткой это перестает быть очень скоро. Теперь Владимир «обременен» семьей, он проникается ответственностью старшего брата. Он в ответе за Васеньку, чтобы тот не наделал глупостей, взялся за ум, чтобы первое его чувство не убило в нем надежд и доброты. Владимир ответственен за разочарование Васи. Несмотря на то, что Владимир все больше проникается любовью к Нине, как старший брат он совершенно искренне желает ей добра. С кем угодно, но не с Михаилом. Владимир ответственен за ее разочарование в любви.
Но наибольшую ответственность он испытывает за разочарование отца. Неважно, с чего начался этот вечер, «сыновий долг» призывает к особой осторожности в обращении с любящим сердцем Сарафанова. Теперь он просто обязан сделать все, чтобы «отец» никогда не узнал про обман. Опровергните меня, если хотите, но я уверена на сто процентов, что Владимир готов пожертвовать своей любовью к Нине... Не ради Михаила, но ради Андрея Григорьевича. Именно этим Владимир располагает зрителя к себе, заставляя забыть о его необдуманном поступке.

А Сарафанов, центр этой маленькой вселенной, несмотря на всю его скромность, по-настоящему трагическая фигура. Он возвышается над своим разочарованием, над нескладной судьбой, отвергая свою никчемность. Он прав, даже если опустить навязшее на зубах «любой труд у нас почетен», игра на похоронах нисколько его не роняет. Музыка — это средство, к которому люди прибегают и в тяжелые, и в радостные моменты жизни. Сарафанов, как не пафосно это звучит, служит Музыке и гордится этим.

Маленький человек неожиданно вырастает на наших глазах в гиганта доморощенной, но искренней философии. Нет, мы не будем над ним смеяться. Сарафанов служит музыке, а сердце он посвятил любви, в нем, как в тигеле, все мелкое и недостойное переплавляется в самоотверженную, всепобеждающую отцовскую любовь. Признание Владимира в обмане больше не изменит ничего в его жизни. Нет, он не настолько наивен, чтобы все еще верить в несуществующие кровные узы. Но ведь сына можно приобрести разными способами. И разочарование Сарафанова уходит, изгнанное семейным единением.

Tags: кино, критика, советский
Subscribe

  • Книжный вор

    За небольшим исключением и преимущественно в любое время дня и года мы законопослушные граждане, уважающие чужую собственность и трепетно относящиеся…

  • Правдивая ложь. "The Trap" (1966)

    Любите ли вы фантастику, как люблю ее я? Фантастические книги или фильмы обычно воспринимаются нами с известной степенью допущения. Хотя есть и…

  • Чтобы детство не кончалось. "Тореадоры из Васюковки"

    Не получается у меня писать сочинения на некоторые темы. Дело в названии. Если «Как ты провел лето» — еще не такое уж плохое название, то все, что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments