inryko (inryko) wrote,
inryko
inryko

Categories:

Паразитизм, как норма жизни

Я стараюсь не пропускать фильмы, которые мне настоятельно рекомендует интернет-общественность и даже Оскар (хотя к его рекомендациям надо подходить взвешенно, впрочем, в последнее время, он не сильно ошибается). Не стал исключением и фильм Паразиты, хотя и тут я сильно опоздала — посмотрела уже после Оскара. Спасибо нашему киноклубу, который ВСЕГДА показывает то, что становится объектом внимания кинопремий.

Нельзя сказать, чтобы фильм мне понравился. Это просто неправильная категория оценки. Этот фильм не предсказуем и не поддается никакой логике. Он захватывает, опустошает, потрясает. Его надо смотреть!


Ничто из того, что я в последние лет десять смотрела из японского и корейского кино, меня не разочаровало. Если китайский кинематограф устремился по капиталистической дорожке Голливуда, снимая все качественнее и изощреннее (что не является плохой характеристикой), но больше уделяя внимание коммерческому успеху и зрелищности, нежели глубине мысли, то японцы и корейцы ударились в реализм.

Они не стесняются грязи, боли, нищеты, людей, которые живут на грани выживания, смешивая доброту своих сердец с изощренностью умов, придумывающих все новые трюки, чтобы продержаться на плаву или, если повезет, вырвать у судьбы каплю везения. Причем, фильмы получаются не хуже тех, что иллюстрируют нам жизнь сильных мира сего, которые никогда не спускались в метро и не стояли в очереди в магазине.

Таким шедевром, например, стал фильм Магазинные воришки (Shoplifters) — я силюсь вспомнить, писала о нем или нет. Если нет, возможно, когда-нибудь напишу. И вот очередной удар поддых от корейского «творца реальности».

Несмотря на предупреждение о всех формах насилия над зрительским мозгом перед началом фильма, в это долго не хотелось верить. Так ловко все складывается у героев: один за другим они все пристраиваются в семью богатеньких, но очень наивных людей. Практически без насилия над личностями тех, кого они заменили, потому что хозяйка не любит скандалов и предпочитает увольнять без объяснения причин (и сама отрезает себе возможность узнать правду). После такого удачного проникновения нашим героям не нужна дополнительная удача, не нужны дипломы и сертификаты (в конце-концов, все решила одна единственная рекомендация Мина), не нужны сверхзнания и сверхумения (интернет-то на что?). Вся семья пристроена и получает зарплату — кое-кому платят и сверху.

Все, что им было нужно, после того, как карта пошла в руки — не зарываться.

В завоеванной умелыми дипломатическими действиями семье Пак живут вполне заурядные люди. Как отметила мать семейства Ким: деньги делают их гладкими - для остальных нужен утюг. В самом деле, с деньгами все кажется достижимым. Хочешь хорошую машину или дом — покупаешь или строишь сам. Лучшие университеты мира для них и их детей открыты, надо только выучить английский в достаточной степени — чтобы люди не переспрашивали: это вы сейчас на каком языке говорите (в речи героев английский и корейский так перемешаны, что иногда с опозданием догадываешься: это же он по-английски сказал! Ааааа!).

Все подвластно богатеям Пакам, кроме такта, который они забывают проявлять. Видимо, это дурное влияние глубокого кастового разделения в Корее. Но даже если бы его не было — трудно пахнуть розами, если живешь в регулярно затапливаемом подвале и ешь маринованную капусту из дешевой столовой. Черного пса не отмыть добела. И вины в этом ни черного от рождения пса, ни бедняка с особым запахом бедности нет.

Служащий может сколько угодно удерживаться в рамках приличий и субординации, но запах удержать нельзя. Судя по развитию событий, именно запах, вернее, презрение хозяев к дурно пахнущим слугам, привел к трагедии. Но мне кажется, причина не только в этом.

Иногда удерживаться в рамках — это проявлять здравый смысл. Что толку в завоеваниях, если не умеешь их удержать. Ведь война — это еще не все, управление оккупированной территорией — гораздо сложнее и важнее самого захвата. Спросите хоть Александра Македонского или Наполеона (смотря кто вам ближе).

Именно здравого смысла, а не самоуничижения (отсутствует) и уважения к приличиям не хватило героям. В самый первый вечер без кота мыши пустились в пляс. Да что там — устроили оргию. Даже самая «крутая» завоевательница сильно потеряла в моих глазах, банально напившись вдрызг. Признаюсь, до тех пор я испытывала что-то вроде уважения к героям с 80-м левелом выживания. Мальчик Ки-Ву действительно неплох в английском (даже с фальшивым дипломом Оксфорда), девочка Ки-Юнг — прирожденный психолог, она очень серьезно относится к игре и даже «за кадром» держит себя так же как та, за кого себя выдает. У нее острый и быстрый ум (чистый процессор), звериное чутье на человеческие слабости и железная самодисциплина обманщика, который обязан всегда помнить, о чем наврал в предыдущей игровой сессии. Папа Ки-Тэк (?) — отличный водитель, который может повернуть машину за угол так, чтобы у хозяина не расплескался чай из кружки. Мама Чунг-Сук — отличная домохозяйка. Она не знает всех замысловатых рецептов, но за 8 минут (по часам) успевает не только найти нужный в интернете, но и приготовить блюдо! Такие люди — и на свободе! и без работы!

Оказавшись на новом месте, с возможностями, с деньгами, которые помогут все «выгладить», они не справляются с самими собой. Бедность наложила на них более глубокий отпечаток, чем дешевая одежда, грубые манеры или... запах капусты. Изъян — в головах. Для бедного человека, долго жившего в рамках самоограничения, доступ к неисчислимому (в его системе координат) богатству кружит голову. Идти к благосостоянию медленно, законным путем, приобретая репутацию и постепенно становясь незаменимым для хозяина, а потом, может быть, и открыть собственное дело и окончательно выбраться из нищеты — не для них. Им надо ухватить то, что идет в руки и убежать в щель, как крысам. Эта убогая психология или философия и приводит их к провалу.

Ребята зарвались! С самого начала этой пирушки зритель может, не ходя к бабке, заявить: засыплются! Вот только на этом предсказуемость и заканчивается. Такого эпик фейла мы не ожидали. «Вечер перестает быть томным» и легкая комедия превращается в кровавую баню.

Неожиданно вмешивается третья сила — бывшая домоправительница — этого не было в «планах» предприимчивого семейства. У домоправительницы обнаружился свой паразит. Движимые невольным сочувствием к «нашим» паразитам мы, зрители, перебирали все варианты мирного развития событий: разрешить новому паразиту остаться в убежище и иногда подкармливать его, не пустить домоправительницу вообще, удержаться от насилия в любом случае... И потом поняли: все эти возможности были упущены, а если бы и нет, то подмыв тщательно построенного из песка замка все равно бы произошел, даже без вселенского потопа, устроенного природой.

Но даже в самом неблагоприятном развитии событий, после того, как тайна семейства была обнаружена, оставался еще один вариант: просто уйти. И он даже не пришел нашим мелким мошенникам в голову. Как обезьяна, зажавшая кулак со конфетами в недрах тыквы с узким горлышком, они не в состоянии выпустить свою порядком подпорченную удачу и сохранить жизнь, свободу... лицо. Признавать поражение — еще один навык, которому они не были обучены. А вот это идет вразрез с чувством самосохранения. Этого я не понимаю.

Если вначале героев беспокоит моральная сторона их поступков: то один, то другой из них задают вопросы, а каково приходится изгнанным из рая. Но тут же сами себя успокаивают: репутации бывшей прислуги не испорчены, найдут новую работу, да еще лучше прежней! Эта веселость и бодрость духа «за того парня» выглядит натужной, неубедительной, но им нужна эта самоиндульгенция.

После первого кровавого столкновения с домоправительницей и ее паразитом все моральные проблемы для семейки решены. Больше им не жалко никого, они защищают свое, кровно заработанное!

И даже на этом, довольно драматическом моменте, осложненном потопом, у Кимов есть возможность раствориться в большом городе и начать все сначала, с другими богатыми простаками. Но они возвращаются к месту трагедии, чтобы довершить начатую ими катастрофу.

Последний, почти Шекспировский жест — кусание руки кормящей, казалось бы, ставит точку на истории. Но режиссер не так прост, есть и жизнь после смерти... Глава семейства Ким перешел на то самое паразитическое существование на низшем из его уровней, выбор которого не так уж предпочтительнее выбора смерти. К тому же герой обречен сокрушаться из-за своего поступка. Ничем молодой и успешный Пак не заслужил этой нелепой смерти. Так же как и его собственная умница дочь.

/Кстати, я уже не в первом корейском или японском фильме замечаю странную мягкость тамошнего правосудия. Правда в одном из них героя — совершенно невинного человека — казнят за то, чего он не делал (История камеры №6 — или что-то в этом роде, я не помню названия, простите). Но в остальных фильмах поражает количество настоящих преступников, пойманных на горячем, которые вышли на свободу с испытательным сроком./

Мне обидно, что так и не был использован один из сюжетообразующих моментов фильма с маленьким сыном Паков. «Парень что-то знает» - лейтмотив всего фильма. Но знания эти так и не находят применения. Кто слушает ребенка? Ему скорее вызовут врача или психотерапевта и похоронят информацию о странностях, происходящих в доме, на дне диагноза.

Я все еще сочувствую Кимам. Они не сами выбрали обстоятельства своего рождения. Но жизнь свою они «профукали» без всякого участия судьбы. Очень унизительно, когда хозяин, а потом и хозяйка дают тебе понять, что от тебя несет помойкой. Но это не преступление, за которое надо убивать. Это просто бестактность и снобизм.

А вот собственный запах, с которым сжился, которым окружено все их существование, заметить трудно. Это запах свинства и жадности. Он переходит все границы! Выдает их подлинную сущность, их неспособность выбиться в люди. Нет, уважаемая Чунг-Сук, не «выгладят» тебя деньги! Не станете вы приличными и уважаемыми людьми ни за какие деньги мира. Главную работу надо проделывать внутри себя. Внешнее можно просто имитировать. Можно притворятся безупречным служащим, профессиональным работником, учтивой служанкой, продвинутым специалистом в арт-терапии или востребованным преподавателем английского, но без чувства собственного достоинства, которое не позволит лгать, красть и предавать, вся эта картинка не стоит и гроша.


Tags: здравый смысл, кино, критика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments