inryko (inryko) wrote,
inryko
inryko

Categories:

Последний романтик (Женя, Женечка и "Катюша")

У меня свой способ отметить 9 мая. Я слушаю мои любимые песни про войну, те от которых сильнее всего щемит сердце, и смотрю фильмы. А именно два фильма, которые меня настраивают на нужный лад. Я делаю это для себя, никого не вовлекая. Потому что убеждена, что время праздновать эту дату прошло, но вспоминать надо. И не только раз в году.

scale_1200 (768×576)


Два «самых военных» фильма для меня: В бой идут одни старики и Женя, Женечка и "Катюша". Оба фильма критиковали на момент их выхода и продолжают сомневаться в их достоверности и уместности и сейчас. Не оспаривая первую характеристику — историческую недостоверность, я настаиваю на том, что именно эти два фильма — наиболее уместны в день, когда мы вспоминаем, чем была война для советского народа, для всех тех, кто волей или неволей оказался объединен в одну нацию и был вынужден вступить в бой. А за Сталина или за свою семью, сейчас неважно.

Суть критики фильма В бой идут одни старики сводилась к тому, что поющая эскадрилья — это идиотизм. Что на войне надо воевать, горевать о погибших и ненавидеть врага. Смех и песни — это ненатурально. Словно люди — это роботы, напичканные как программным обеспечением пропагандой и утилитарными навыками. А остальное им можно выключить, как лишнее и препятствующее исполнению функций.

А ведь та же советская пропаганда внушала, что «нам песня строить и жить помогает». А воевать — нет?

Только юмором, только памятью о мирном времени и нежностью можно спастись в мясорубке сражений. Самого необходимого и достаточного иногда не хватает. Нет смысла выиграть в войне, а душу человечность свою потерять.

Про фильм В бой идут одни старики сказано уже так много, что и добавлять ничего не нужно. А вот другой мой любимый фильм — Женя, Женечка и "Катюша" — тоже широко обсуждаемый, особенно в преддверии Дня Победы — на мой взгляд не потеряет от того, что я хочу сказать. Пусть это даже ненамеренное повторение уже много раз слышанного.

Критиковали его за дурацкие шутки и общую атмосферу легкомысленности и театральности. На войне не смеются и не устраивают розыгрышей. На войне положено стрелять во врага, сжав зубы или героически умирать. Но кроме внешнего конфликта критики против фильма, если и внутренний конфликт в самой картине.

Для меня герой Олега Даля — Женя Колышкин — последний романтик Великой Отечественной. Нет, он не единственный герой военного эпоса, который читает стихи, сочиняет истории про рыцарей и вставляет французские фразы в разговор. Но я не припомню никакого другого героя, который был бы так дистанцирован от ужаса войны, находясь в самом ее сердце. Женя с горем пополам подчиняется уставу, совершает все положенные артиллеристу действия, с честью выходит из перепалок с товарищами по несчастью и даже из опасных ловушек.. Но он — не здесь. Человек другого мира. Где войны случится не может. Потому что это «глупость».

Колышкин во всем отличается от окружающих его людей. В нем нет специфического щита цинизма и грубости, которые помогают выживать. Он абсолютно не защищен от уколов, наносимых завистью, злобой, ревностью, жадностью. Но вместе с тем он одет в свою сверкающую броню последнего рыцаря эпохи. Его броня выплавлена из романтизма, галантности и... нежности. И эти элементы защищают его лучше, чем могут представить его товарищи.

Он катастрофически одинок. Однополчане третируют его (по доброму, к счастью), высмеивают его за возвышенность речей и нарочитую элегантность манер, раздают оплеухи, чувствуя подвох в самых простых, но изящных фразах ( «Это кто тут цельный?»). Его фантазии вызывают усмешки. «Книжный магАзин» на фронте не нужен. Думаю, где-то в глубине души они рады тому, что этот чудак делает каждый их день немного светлее.

Даже его возлюбленная — Женечка Земляникина — по началу отталкивает его. Она вынуждена защищать свою честь и тело (первоочередная, увы, необходимость) от поползновений загрубевших на войне «мужиков». Потому что, хотя по заявлению филосовствующего Захара, «баба тоже человек», ждут от нее именно «бабской» реакции на грубые ухаживания. У Женечки острый язычок и добрая доля цинизма и язвительности. Но Женя пробивает ее защиту, не сделав ни единого угрожающего выпада. Пробивает нежностью и романтикой. И вот уже Женечка Земляникина живет в счастливом ожидании встречи, когда можно вдвоем задохнуться нежностью, которая рвется из самого сердца.

Я знаю, что эта история целиком вымышленная, но убеждена: то, как относится Женя ко всем людям без исключения, без деления на врагов и друзей, помогло ему не быть немедленно убитым в плену. Я помню, что это только потому, что насчет него у немцев был план: посылка со взрывчаткой и часовым механизмом. Но посмотрите, как он общается к ними. Без показной храбрости, без презрения, угрюмости или отвращения. Когда первый испуг прошел, он удивляется «человеческому» гостеприимству и... нежности своих нежданных «хозяев». Артиллеристу не много выпадает шансов встретиться с противником лицом к лицу.

Он пытается понять, зачем этим парням воевать. Пытается убедить, что война — это роковая бессмысленная ошибка. Потому что так много есть хорошего в тех, кого он встретил и в тех, к кому он спешил с маминой посылкой в рука. Потому что между ним Евгением - «Иваном» и Зигфридом - «Фрицем», не должно быть, не может быть противоречий. А генералов можно... убедить остановиться.

Конечно, это можно назвать пьяной болтовней, захмелевшего от шнапса юного солдатика. Но что из его слов мы назовем ошибкой или неправдой?

Трогательны его отношения с лейтенантом, который и негодует «закидонам» рядового Колышкина, и по отечески переживает за него. Переодевание в женские платья с целью доставки снарядов на передовую — один из трюков, который вызывает очередной комичный упрек лейтенанта «втравил ты меня, Колышкин». Но ведь срабатывает же!

Невероятная прозорливость и настойчивость режиссера Мотыля, выбравшего на главную роль Олега Даля и отстоявшего его участие, сделали фильм совершенным. Олег Даль как будто играл самого себя: идеалиста, белую ворону, человека с бесконечно нежным сердцем.

Несмотря на то, что формально это справедливое утверждение, но назвать этот фильм удачным не поворачивается язык. Это абсолютно недостойная характеристика для истории, которая омывает душу спасительной надеждой на то, что этот мир человечеству удастся сберечь.

Не знаю, могла бы красота спасти мир, но нежность ему нужна гораздо больше.


Tags: кино, критика, советский
Subscribe

  • Коня Троянского не купите?

    В фантастической литературе встречаются описания инопланетных культур, которые вместо того, чтобы научить заезжего земного антрополога своему языку,…

  • Нас там не стояло?

    По своему обычаю, опаздывая «на каждую войну», я все же выскажу свое мнение, никому не нужное и ни на что не влияющее. Начну, опять же по обычаю,…

  • Обожженные солнцем

    Много месяцев назад я записала в блокноте несколько мыслей для статьи об увиденном тогда фильме. Статья эта долго ждала своего часа и, похоже, ей…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments