inryko (inryko) wrote,
inryko
inryko

Categories:

Меловые великаны


Все мы, читатели и писатели ЖЖ, уже выросли (ЖЖ ведь все еще для совершеннолетних?), но нам иногда недостает в жизни обыкновенной волшебной сказки. Люди практического склада не отказались бы от скатертей самобранок, ковров-семолетов, самобеглых саней (только чур так, чтобы ни заправлять, ни заряжать не надо было!), от дерева с золотыми монетами вместо листьев. Но мы, романтики, выше этого! Нам все интересно, даже то, что нельзя сдать в заготконтору на шкуру и мясо, или монетизировать любым иным способом. Вот, например, единороги. Казалось бы, какая с них выгода? А тем не менее, как утверждают предания /и сериал «Элли Макбил»/, увидеть единорога очень полезно для души.

Радуга над дорсетскими холмами в февральский день


А аленький цветочек? И хлопот и страху с ним натерпелись герои, зато девушка вышла замуж сразу за прынца. Заодно прошла тест на толерантность. На отлично прошла!

А всякие невиданные страны, бескрайние моря, дивные сады, загадочные существа? Неужели кто-то откажется это увидеть, хотя бы одним глазком? Хотя бы и без шансов отхватить что-то для себя? Нет?! Скромнее надо быть, ребята!

Что до меня, я бы даже у Бабы Яги взяла интервью. Женщина она вздорная и падкая на подлости, но какой персонаж! В западном (условно) фольклоре нет Бабы Яги, зато есть всякие ведьмы, драконы, единороги и великаны.

Причем великаны (или гиганты) разгуливают по сказочной местности совершенно невозбранно (кто же им будет указывать?), хотя обычно в одиночестве. Что говорит о том, что сказочники разбирались в экономике, даже без диплома. Взятие на довольствие даже одного великана было бы накладно для местного населения. А двое — это уже фантастика. А вот по мнению физиков, гигантов, ростом, начиная, скажем, с трех человеческих ростов и до предела нашей фантазии, земля вообще не должна бы носить. Физики — умные, но воображение у них с ограничениями. (Меня запишите в физики: воображения у меня ноль, впрочем и научного склада ума тоже).

Я ведь предупреждала, что не ученый, так что не спорьте со мной. Мое мнение твердое: в великанов я верю/не верю. Потому что если мы говорим о сказках, то как же в них не верить? А если меня спросит психиатр, или, как в «Элли МакБил», судья, то мне придется ответить, что их не бывает. И не бывало никогда.

Деревня Серн Аббас, Дорсет

И все-таки они существуют!
И живут они в той же стране, писатель которой Оскар Уайльд вызвал их к жизни. К оживлению великана приложили руку и создатели чудесного мультфильма Великан-эгоист, созданного по сказке-притче Уайлда (нельзя ли мне называть его Вайлд? — лучше ведь звучит!), а также Бенджамин Бриттен, которого с писателем объединяет не только то, о чем вы подумали, но и выдающийся талант. Мультфильм рекомендую к просмотру, он очень светлый и жизнерадостный. И заканчивается победой добра!


Меловые холмы Сассекса

Сказка простенькая, но с моралью. Мультфильм рассказывает о 4/5 содержания сказки, скромно замалчивая оставшуюся часть. Очень эгоистичный великан был счастливым обладателем сада с красивыми цветами и сладкими фруктами, но когда заметил, что в саду играют местные ребятишки, повыгонял всех и построил забор. И сад захирел, потому что по не объяснимым с ботанической точки зрения законам, именно присутствие детей давало саду стимул цвести, а птичкам петь. К тому же в саду поселилась вечная зима, которая под музыку Бриттена наполняла за компанию и дом великана сквозняком и холодом. Когда великан обнаружил, в чем дело, открыл сад для свободного посещения и преобразился с быстротой обращения Скруджа из мизантропа в человеколюба в сочельник.

Это очень краткий пересказ того, о чем рассказывает мультфильм. А между тем в сказке Уайлда есть окончание, которое по очевидной причине не могло быть отражено в советском мультфильме.

«Дети каждый день, возвращаясь из школы, заходили в сад Великана поиграть.

То был большой красивый сад, где зеленела мягкая трава. Над травой там и здесь поднимались прекрасные цветы, подобные звездам, и двенадцать персиковых деревьев было в этом саду; по весне они распускались нежными, розовато-жемчужными цветами, а к осени приносили богатые плоды. На ветвях деревьев сидели птицы и пели так сладкозвучно, что дети бросали игры и прислушивались к их голосам.»

В Англии рисование (или процарапывание) фигур на меловых склонах — «древнее» занятие, которым предавались люди, еще не изобретшие сельскохозяйственно вредную забаву рисования на полях культурными растениями. Есть подозрение, что даже если фигуры были нарисованы в стародавние (сказочные) времена, то позднее народная смекалка и чувство юмора обогатили фольклорные изображения если не правдоподобными, то жизненно необходимыми деталями.

Просто трактор проехал

Раз «нарисованная» фигура живет лет двадцать, а потом необходимо добровольное (ибо неоплачиваемое) обновление картинки путем выпалывания нежелательной растительности. Что и делается довольно регулярно, благо желающих много. А туристы потом любуются «древней» реликвией. При этом есть много способов испортить фигуру на меловом склоне, что к сожалению происходило неоднократно. В частности с Лошадью Озмингтона, но о ней позже...

«Однажды Великан возвратился домой. Он ездил навестить своего товарища, корнуэльского людоеда, и семь лет прогостил у него. За семь лет они рассказал ему все, что только мог сказать, ибо многоречивым он не был, и решил возвратиться в свой замок. Приехав домой, он увидел детей, которые играли в саду.

Что вы здесь делаете? — крикнул он грозным голосом, и дети разбежались. — Мой собственный сад есть мой собственный сад,- сказал себе Великан: — это всякому должно быть понятно, и я не позволю никому; кроме себя самого, играть в моем собственном саду.

И он обнес его высокой оградой и вывесил надпись:

Вход строго воспрещается.

Этот Великан был такой эгоист.»


Деревня Серн Аббас

Если быть совсем честными, те фигуры, которые поместились в этом посте, совсем не древние. Как бы ни хотелось местным краеведам и «задорновым», ничего саксонского, уже не говоря о более ранних народах, понаехавших на Британские острова, в меловых гигантах нет. Впервые их упоминают не раньше 18 века и самые щедрые ученые добавляют к этому максимум еще один век безвестного существования.

Гигант Серн Аббас пританцовывает на холме в Дорсете, так что местные детишки должны бы ходить по улице боком, чтобы не смотреть на красавца мужчину, 55 метров высотой и 51 шириной (если считать раскинутые руки) с выраженными признаками полового возбуждения. А, скорее всего, местные дети не обращают на это внимание. Потому что учитель объяснил им: фигура олицетворяет плодородие. А вы боялись!


Великан Серн Аббаса

В Протоколах Дорсетского общества естественной истории и археологии некий Генри Колли Марч описал Сернского гиганта очень уж безапелляционно: огромен, непристоен, обнажен, вооружен и очень опасен. В правой руке гигант и правда держит большущую, карикатурно шишковатую дубину. Дубина «взведена» над головой гиганта и готова «выстрелить» в любой момент!


Деревня Серн Аббас

Краеведам-историкам фигура гиганта не давала покоя настолько, что они пытались усилиями воли и медиа максимально ее состарить. Три версии происхождения изображения, каждая по-своему, перетягивает одеяло на очередную славную эпоху. Самые смелые «ученые» видят в гиганте Серн Аббаса героя кельтского эпоса, потому что стилистически он выглядит «в точности» как кельтское божество, найденное на сковородке в Ход Хилле (Дорсет) и датированное 10-51 годом от рождества Христова. Ну, им виднее.

«Саксонцы» тоже пытались приписать гиганта соответствующему периоду, но их претензии более чем сомнительны. Назвать гиганта изображением Кенрика, сына Катреда, короля Уэссекса только из-за нескольких букв якобы расположенных между ног фигуры, это, я бы сказала, явная и безнадежная спекуляция.


Все еще он

«Пришла весна, и на всей земле появились малые цветики и малые пташки. Только в саду у Великана-Эгоиста все еще продолжалась зима. Птицам не хотелось там петь, потому что там не было детей, а деревья позабыли расцвести...

Я не могу понять, почему так запоздала весна, — говорил Великан-Эгоист, сидя у окошка и оглядывая свой белый холодный сад. — Надеюсь, что погода переменится.

Но весна таки не пришла, не пришло и лето. Осень подарила каждому саду свои золотые плоды, но этому саду Великана она не дала ничего.»

1 DSC_0237.JPGДеревня Серн Аббас

Вторая группа теоретиков происхождения великана Серн Аббаса утверждает, что он романского происхождения, потому что для них он вылитый Геркулес (в их воспаленном воображении у великана со свободной руки дополнительно свисает шкура Немейского льва).

Третий дивизион хотя бы не забирается слишком далеко во времени, датируя монумент Первой гражданской войной. Эта версия мне кажется наиболее симпатичной: великан — пародия на Оливера Кромвеля, изготовленная по приказу тогдашнего владельца земли, лорда Дензила Холлса, о чем прямо свидетельствует письмо управляющего поместьем лорда, признавшегося, что это «новая штучка, сделанная во времена лорда Холлиса». В пользу этой теории (примиряющей ее частично с номером вторым) говорит и то, что Оливера Кромвеля за глаза называли «английским Геркулесом». Пенис же пририсовали назло пуританизму нашего «революционера сверху». К тому же лорд Холлс (или все-таки Холлис?) был известен своей неприязнью к лорду Кромвелю и даже почти что инициировал импичмент последнему в 1644 году.

Дорсетская деревушка

За свою не слишком длинную жизнь Сернский великан, или вернее, его представления в медиа, претерпели существенные изменения, причем по причине... злостного пуританизма. Кажется, Оливер Кромвель позорно сдал позиции непримиримого пуританина более поздним своим последователям (по моим наблюдениям самые строгие пуритане это современные поклонники приличий в стране, слегка превышающей по площади Канаду; но они не одиноки).

В 1842 викторианские поборники нравственности перерисовывали гиганта без гениталий, в 1892 надели на него трусы. А в 1921 году Уолтер, лорд Гиллингам Дорсетский, начал кампанию по внесению изменений в саму фигуру Сернского гиганта, требуя либо лишить того гениталий, превратив «просто в обнаженную натуру», либо «накрыть оскорбительное фиговым листом», и даже получил поддержку двух епископов. К счастью для Серн Аббаса и их великана за год до кампании Гиллингама он перешел в собственность Национального достояния, так что когда Home Office получил петицию, он заявил с чистым сердцем: «шутка отличная, но мы не будем вносить изменения в объект, находящийся в списке национально значимых монументов» (как бы я хотела, чтобы ведомства страны, большей чем Канада, обладали такими здоровыми для нации чувством юмора и здравым смыслом!).

И снова он

«Как-то утром Великан лежал у себя в постели и вдруг услышал какую-то прелестную музыку. Она звучала так сладостно, что он подумал, не идут ли мимо замка королевские музыканты. Это была птичка-коноплянка, она запала у него под окном, но так давно он не слышал певчих птиц в своем саду, что это показалось ему прекраснейшей музыкой в мире. Вскоре Град перестал плясать над головой у него, и Скверный Ветер прекратил свой рев, и сладкое благоухание донеслось к нему в открытое окно.

Наконец-то, кажется, пришла весна, — сказал Великан; и, вскочив с постели, он выглянул в сад.»


Первые подснежники

Не стоит упускать и сказочных теорий происхождения великана Серн Аббаса. Народная молва объясняет его появление криминалистическому приему обрисовывания реального тела гиганта, прибывшего из Дании во главе викинговского (англского) вторжения и обезглавленного во сне жителями Серн Аббаса. В 1808 году дорсетский поэт Вильям Холлоувей опубликовал поэму Гигант сковородного холма, в которой наш великан был убит опять же местными героями путем «пронзания сердца».

«Он увидал поразительное зрелище. Через небольшое отверстие в стене дети пробрались в сад и сидели на ветвях деревьев. На каждом дереве был маленький ребенок. И деревья так радовались возвращению детей, что тотчас же покрылись цветами, и нежно качались их ветви над головами малюток. Всюду порхали птицы и восторженно щебетали, и цветы выглядывали из зеленой травы и смеялись. Это была прелестная картина; только в одном углу по-прежнему царила зима. Это было в самом отдаленном углу сада, и там стоял маленький мальчик. Он был так мал, что не мог достать до ветвей и только ходил кругом дерева, горько плача."

"Сказочный мост", Серн Аббас

В викторианскую эпоху, несмотря на культивируемую скромность, возродили ассоциации фигуры с фертильностью и плодовитостью. Если во время оно на холме воздвигали майский столб, вокруг которого особенно рекомендовалось танцевать бездетным парам, то теперь женщинам, желающим забеременеть, предлагалось "переспать" внутри контура гиганта для специфического благословения, а непосредственный половой акт на половом же органе гиганта, по слухам, приводил к немедленному излечению от бесплодия.

В наше бессовестное время, когда для людей с чувством юмора нет ничего святого, великан Серн Аббаса послужил инструментом продвижения на рынке джинсов, велосипедов и даже кондомов. Так в 1998 пранкеры одели гиганта в джинсовые штаны (сделанные из пластиковой сетки) для рекламы джинсов Большой Смит. В 2002 году рекламным агентством BLAC по поручению Ассоциации планирования семьи была проведена операция по натягиванию латексной простыни на член Сернского гиганта. В 2007 году для раскручивания фильма «Симпсоны в кино» слева от великана нарисовали фигуру Гомера Симпсона, держащего над головой гигантский пончик. Последнее кощунство так расстроило язычников, что им пришлось срочно провести обряд призывания дождя для смыва постороннего произведения искусства. Ну и, наконец, в 2012 году гиганту пришлось держать олимпийский факел, приветствуя спортсменов, пробегавших мимо с аналогичным предметом.

В Серн Аббасе гигант служит торговой маркой местного пива

«И сердце Великана смягчилось, когда он увидел это.

Какой я был эгоист! — сказал Великан. — Теперь-то я понимаю, почему весна не приходила сюда. Я подсажу на дерево этого беднягу-малыша, а потом разрушу эту ограду, и дети у меня в саду будут веселиться всегда.»

Сассекс летом

Совсем другой великан живет на холме Восточного Сассекса недалеко от Алфристона. Зовут его Длинный человек Вилмингтона (иногда его называют Зеленым человеком). Он высок (ясно из названия) - 72 метра, обладает стройными пропорциями и очень спортивен. В частности, он явно увлекается скандинавской ходьбой. Ну вот сами посмотрите.

11 DSC_0245.JPGДлинный (или Зеленый) человек Вилмингтона

Длинного человека Вилмингтона датировали Железным веком, а то и неолитическим периодом, но безжалостные археологи, покопавшись на холме, безошибочно определили время создания 16 — 17 век очень даже нашей эры. Хотя холм естественно меловой, создатели для верности укрепили изображение белыми шлакоблоками и меловым раствором.

На изображениях фигуры 1710 года, найденных в 1993 году в коллекции Чатсворта, Длинный человек держит косу в одной руке и грабли в другой, причем с гораздо более короткими черенками. До нас дошли палки для скандинавской ходьбы. Авторство первого изображения (на бумаге) приписывают Вильяму Баррелу, который навестил Вилмингтонское аббатство в 1766 году.

Нежданно налетевшая "хмарь"

«И вот он осторожно спустился по лестнице, тихонько приоткрыл входную дверь и вышел в сад. Но дети, завидев его, так оробели, что все разбежались, и снова в саду наступила зима. Не убежал только маленький мальчик, потому что его глаза были наполнены слезами, и он не заметил Великана. И Великан подкрался к нему сзади, нежно поднял его рукой и посадил его на дерево. И дерево сразу покрылось цветами; и птицы слетелись к нему и начали петь свои песни. И маленький мальчик протянул ручонки, и обнял Великана за шею, и поцеловал его. И остальные дети, увидев, что Великан уже больше не злой, прибежали назад, а сними пришла и весна.»

Итак, самые аккуратные предположения о происхождении меловой фигуры - «сделано» монахами Вилмингтонского аббатства и изображает пилигрима. Но скептики сразу возразили, что монахи никак не могли выставить на всеобщее обозрение обнаженное человеческое существо. Даже если он бежит от общества Динамо.

                                  Очень зеленый человек

Битая карта монашеской теории открыла дорогу более смелым теориям. Итак, неолит: доказательство — длинный неолитический курган прямо над Длинным человеком. Профессор Джон Норт утверждал (на правах очевидца, не иначе) что в около 3480 года до нашей эры фигура указывала на созвездие Ориона, которое как раз висело над гребнем холма, а неолитический человек, должно быть (куда денешься от очевидных выводов?), поклонялся звездам. Очень удобно: одна теория поддерживает другую, а другая — первую. Железный век: внешнее сходство с другими найденными изображениями железного века.

Дом, достойный великана, Дорсет

Неизвестно в чем черпали уверенность сторонники теории романо-британского происхождения, а вот «англо-саксонцы» видели в фигуре не меньше, чем Одина (такое же точно изображение было на найденной в Финглшеме, Кент, броши с изображением божества).

«Они играли весь день, а вечером пришли к Великану проститься.

Но где же ваш маленький товарищ? — спросил Великан: — мальчик, которого я посадил на дерево?

Он полюбил его больше всех, потому что тот поцеловал его.

Не знаем, — ответили дети: — он куда-то ушел.

Скажите ему, чтоб он непременно пришел сюда завтра, — сказал Великан.

Но дети говорили, что не знают, где он живет, и что они раньше никогда его не видали; и Великан опечалился.»

18 DSC_0554.JPG
Так выглядит "морской туман" (sea fret), который может вас застать совершенно внезапно

И только в 2003 году профессор Мартин Белл Редингского университета в сотрудничестве с Программой Ландшафтных загадок открытого университета Обри Маннинга поставили точку в дискуссии. Слава Одину!

Кроме того, в 1925 году Длинный человек Вилмингтона был передан герцогом Девонширским в полное обладание Сассекскому национальному фонду, что гарантирует защиту от любых «изменений» фигуры в угоду каким бы то ни было настроениям.

В 1993 году книга «Путь друида» сассекского писателя Филиппа Карр-Гомма привлекла к Длинному человеку внимание языческих почитателей, которые сделали его объектом поклонения. Каждый первомай небезызвестные Morris Men устраивают танцы у ног Длинного человека. Там же провели неоязыческие ритуалы Восьмого Языческого фестиваля. Не спрашивайте, что это было. Я не знаю.

Друиды добавили исторической и религиозной важности монументу и головной боли фонду. Вот однажды для съемок ТВ-шоу фигуре были «со всей возможной аккуратностью» приданы женские черты, которые потом были убраны. Тем не менее местный друидский (?!) активист Грег Дрейвен успел выразить протест из-за оскорбления поганых языческих религиозных чувств. Сассекский Археологический фонд немедленно извинился, и дело замяли (уже после съемок). Вот что волшебное слово животворящее делает!

Ну еще хоть одним глазком взглянуть

Еще однажды «чувства друидов» оскорбил, пририсовав с помощью разметки для футбольных полей огромный фаллос, который украшал Длинного человека во имя братства с гигантом Серн Аббаса (или в пику ему) с 17 июня по 16 июля 2010 года. Впрочем, о протестах против «членовредительства» в этот раз ничего не было известно.

«Миновали годы, сильно состарился и ослабел Великан. Он уже не мог играть, а только сидел в огромном кресле, и смотрел на забавы детей, и восхищался своим садом.

У меня много красивых цветов, — говорил он: — но самые красивые цветы — это дети.»

Великан — существо самоходное, длина шага позволяет ему перемахивать через холмы если не в один прием, то в два-три, причем — легко! И все же редкий великан отказался бы от великанской же лошадки. Кажется почти все они пасутся в Уилтшире, где я была только проездом. Очень удобно для туркомпаний, набиваете автобус туристами, жаждущими Стоунхендже и бонусом показываете одну из лошадок. За лошадку просьба доплатить в кассе. Кстати, меловые лошади Уилтшира могут оказаться гораздо старше, чем все остальные изображения.


Зимняя дорога, Дорсет

Если верить Вики, вне Уилтшира белую меловую лошадь можно найти еще в 9 местах в Великобритании (Англии?), и две из них мне удалось увидеть.

Одна из них находится не так далеко от гиганта Серн Аббаса, чтобы он не мог ей воспользоваться для дальних поездок. Называется она Белой лошадью Озмингтона и расположена на холмах южной гряды Даунса. В отличие от уилтширских лошадок, эта была вырезана в меловом холме специально в честь Георга III и изображает его же верхом на ней. Общая высота монумента со всадником составляет 100 метров.

Несмотря на печально известную компанию, открытую его собственным сыном (говорят, Ганноверы были большой, но очень недружной семьей, и друг с другом никогда не ладили), Георга III в народе любили. Он даже получил прозвище Фермер после легендарного (потому что документально недостоверного) эпизода с крестьянкой, которую он встретил работающей в поле в одиночку. Когда он спросил, почему она не встречает короля в деревне вместе со всеми и работает совсем одна. Она ответила что должен же кто-то оставаться в лавке продолжать работу в поле. За это король наградил ее гинеей, и щедрость подарка подсказала ей, кто перед ней находится. Вот тогда Георга III и прозвали Фермером. Видимо, склонность остальных коронованных особ к сельскому хозяйству была куда прохладнее. Собственно, королевская фамилия приезжала в Дорсет не инспектировать сельхозработы, а принимать морские ванны в Веймуте.

«В одно зимнее утро он, одеваясь, выглянул в окно. Теперь он уже перестал ненавидеть зиму, потому что знал, что в эту пору весна только дремлет, а цветы отдыхают.

Внезапно он начал с удивлением протирать себе глаза и все смотрел и смотрел. И действительно он увидел чудесное зрелище. В самом далеком углу сада стояло дерево, сплошь покрытое прекрасными белыми цветами. Ветви его были золотые, и на них повисли серебряные плоды, и под деревом стоял маленький мальчик, тот самый, которого он полюбил.»

Если кому-то интересен Георг III, как личность в истории, а читать умные книжки лень, рекомендую посмотреть британский фильм Безумие короля Георга, 1994 года, с Найджелом Хоторном в качестве короля Георга III и Хелен Миррен в роли королевы Шарлотты. Король показан там довольно эксцентичным, но совершенно sane, так сказать. Очень милый фильм.

Георг III во всей красе

Вторую белую лошадь, увиденную мной мельком по дороге в Литлингтон, я не сфотографировала, да она и не стоит того. Больно мала. Предназначалась она для Длинного Человека Вилмингтона, на случай если он метнется от скандинавской ходьбы к конному спорту. Но размеры ее подкачали. О происхождении лошади я информации не нашла (не искала, если честно). К тому же эта белая лошадь вырезана поверх ранее существовавшей, чьи следы затерялись...

Так что же нам не показали в мультфильме про Великана-эгоиста? Кто был этот мальчик, к которому так привязался Великан. Куда он пропадал? Чем закончилась сказка у Оскара Уайлда?

«В великой радости Великан сбежал вниз и бросился в сад. Прямо по траве побежал он к ребенку. И когда подбежал совсем близко, лицо его побагровело от гнева, и он сказал:

Кто осмелился ранить тебя?

Ибо на ладонях у ребенка были раны от двух гвоздей, и раны от двух гвоздей были на ногах у него.

Кто осмелился ранить тебя? — закричал Великан опять. — Скажи мне, и я возьму мою шпагу, пойду и убью его.

О, нет! — отвечал ребенок. — Ведь это раны Любви.

Кто же ты такой? — сказал Великан, и странный ужас напал на него, и он опустился на колени перед этим маленьким ребенком.

И ребенок улыбнулся Великану и сказал ему:

Однажды ты позволил мне поиграть у тебя в саду; сегодня ты пойдешь со мною в мой сад, а мой сад — это Рай.

И когда дети после школы прибежали в сад, они увидели, что Великан лежит мертвый под деревом, а дерево сплошь зацвело белым цветом.»

                                        Церковь Св. Марии в деревнен Литл Пиддлингтон, Дорсет


Tags: Великобритания, путешествия
Subscribe

  • Грех многословия

    Смешно и даже жалко звучат выражения, начинающиеся с «вот в наше время...» (хочется сразу добавить «... вода была мокрее»).…

  • Не ко времени и не к месту

    К сожалению, жизнь состоит не только из приятных событий и быта. Иногда случаются неприятности и даже трагедии. Никто к ним не готов: ни жертвы, ни…

  • Распродажа установок

    Известный рыночный прием: купи одну вещь - получи вторую бесплатно - неожиданно показался очень уместной аналогией по отношению к установкам, которые…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments