inryko (inryko) wrote,
inryko
inryko

Category:

Однажды у Тарантино

Все посмотрели, и я посмотрела новый фильм Тарантино «Однажды в Голливуде». Такие фильмы (мне) надо пересматривать, потому что с наскока мало что понимаешь. Тарантиновские фильмы вообще полезно пересматривать, каждый раз находя новые детали, не замеченные в первый раз. Чтобы потом, разобрав диалоги на цитаты, использовать их в повседневной жизни, отдав тем дань уважение создателю (в данном случае Тарантино).


В кино меня пригласила сестра в рамках программы временного воссоединения семьи по случаю моего визита. Она же, подготовившись лучше меня, сообщила инсайдерскую информацию, что фильм про ТО САМОЕ УБИЙСТВО много лет назад, потрясшее Голливуд и ввергнувшего в ад личной трагедии режиссера Романа Полански.

Перед билетной кассой у нас все еще был выбор, на какой фильм пойти. Видя проснувшиеся на моем лице сомнения, сестра предложила альтернативу, но я решила, что мы должны-таки, стиснув зубы, посмотреть то, что собирались.

Я только выразила надежду, что это не будет, как в прошлый раз. Много лет назад в рамках другого моего визита с целью временного воссоединения семьи (состав семьи и страна были другими, но это не важно), мы с сестрой решили посмотреть фильм Чего хотят женщины. Но в те далекие времена в той далекой стране мультиплексов, или как их там называют, еще не было. В намеченный день в кинотеатре шел только фильм Гангстер № 1. И вместо того, чтобы несолоно хлебавши, уехать домой и сохранить себя невинными, мы нахлебались в полной мере содержимым фильма.

Честно сознаюсь, я не люблю «расчлененки» да и любого членовредительства в кино. Даже если это фильм ужасов, я предпочту воздействие на мои нервы в зоне психологического, а не физиологического (анатомического) страха. К тому же, как Рональд, неглавный герой «Седьмой жены» И. Ефимова, я считаю, что целостность телесной оболочки важна для полного счастья индивидуума. Опять же честно сознаюсь, что примерно четверть фильма я зажмуривала глаза. В то время, как вокруг раздавались радостные крики одобрения местной молодежи, что было еще ужаснее. На всю жизнь я тогда зареклась смотреть такое.

Утешала я себя только тем, что даже самое кровавое насилие у Тарантино всегда смотрится весело! Умеет он подать это отвлеченно и легко. Поэтому мы купили билеты и уселись смотреть.

У Тарантино есть и другие козыри. Он обманывает ваше чувство здравого смысла. Вы сидите и жалуетесь (очень про себя): что за бессмысленная тягомотина без событий, когда уже начнется действие?! А после того как кончатся титры, выходите из зала счастливыми удовлетворенным. И даже то, что было в первых ¾ фильма и казалось ненужным и скучным, вдруг обретает смысл. И вы говорите себе: вот это да! Ну и Тарантино, ну и …! (дальше то, что Пушкин про себя говорил). Тем не менее, тщательного анализа фильма у меня не будет. Во-первых, этого добра осовестно изученного материала можно найти в куче постов ЖЖ и вне его. Во-вторых, сознаюсь, я и десятой части «намеков» и «отсылок» просто не увидела или не поняла. И достаточно того, что я сама это сказала. Не хочу, чтобы меня тыкали носом в мое невежество. Например, я и понятия не имела о ногофетишизме Тарантино (или это было про Поланского?).

Кастинг вызвал смешанные чувства (все в одобрительном диапазоне). Во-первых, я еще раз убедилась в том, что знала очень давно: Леонардо ДиКаприо — отличный актер. После Титаника (или Ромео и Джульеты) редкая тинейджерка не рвала на себе волосы и не срывала голос в писклявом восторге от ЛЕО. Но с самого начала (пожалуй, Санта Барбару не будем упоминать) было видно, что кроме пухлых щечек, золотых локонов и голубых (зеленых?) глаз в парне есть что-то стоящее. Эта трагическая складка между причудливо изогнутыми бровями или манера кривить тонкие губы — уже неплохо. Но он всегда мог играть, вот только фанатки испортили серьезное восприятие его, как минимум, мужской половиной аудитории. И это его, теперь пожизненное амплуа неудачника, который иногда вдруг выигрывает в карточной игре жизни, тоже ему подходит. Должен же кто-то и такие роли играть.

Лео ДиКаприо - переоцененный не по делу и недооцененный поэтому, за то, что стоит ценить. Как Роналду — любимчик и предмет грез каждой девушки, самовлюбленный (не без того) ныряльщик за пенальти, но, тем не менее, отличный футболист.

Во-вторых, меня приятно удивил Брэд Питт. Вот уж кто никогда не был в списке моих любимчиков, ни до ни после Дженнифер Энистон, ни до ни после Джоли. Уже тот факт, что я датирую его жизнь по женщинам, бывшим рядом с ним — плохой знак. Он был на той же полке переоцененных актеров, что и Бэкхем, который больше актер (рекламы), чем футболист. Кроме того, перманентное амплуа идиота создавало впечатление, что Брэд Питт просто играет себя. Убедиться в обратном у меня пока не было случая, извините уж.

В этом же фильме, хотя и не достигая интеллектуальных высот, Брэд Питт играет человека с большой долей здравого смысла, чувства справедливости и сдержанной, ненарочитой маскулинностью. Во-первых, он чтит уголовный кодекс, во-вторых, он не встревает в неприятности для развлечения и ничего не пытается доказать, в-третьих, положение дублера и телохранителя нисколько не роняет его в собственных глазах, в-четвертых, он способен понять другого человека и дать ему дружеский совет, в-пятых, он нежно любит свою собаку (собака ужасная, на мой взгляд, тем более ценна эта дружба). Я была рада так разочароваться в Питте.

Тарантино достаточно знаменит, чтобы знаменитые же актеры сами просились к нему в фильм. Поэтому изобилие известных лиц, играющих не менее известных персон Голливуда, в фильме не удивляет. Этакий джем-сейшн.

Остальные роли тоже у правильных людей, актеры с ними справились. Чудесно подобрали девочку на роль Труди. У Джулии Баттерс к юбилейным 10 годам неплохой «послужной список», что тоже вписывается в контекст фильма. Опытная актриса, начала сниматься в 5 лет.

Марго Робби, играющая жертву - Шэрон Тейт, очень неплоха. Она похожа на протагонистку. Да о чем я, они все там похожи! Не такой я фильмовед, чтобы знать всех. Проверила и обнаружила, что не видела ни одного фильма с участием Марго Робби. Все когда-нибудь случается в первый раз. Тем более, что роль не активная, а «показательная», девочка-воспоминание, девочка-мечта. Она в этом фильме из параллельной жизни. Ей можно любоваться. Она — невинный мотылек, который если ничего ценного в жизни не сделал, то точно уж никакого вреда не принес. Спасибо за напоминание о бессмысленности и жестокости убийства мотыльков.

Я специально пробежалась по актерам, прежде чем переключится на действие и игру актеров, чтобы не отвлекаться.

Итак, как я уже сказала, действие мне показалось вялым. Как будто кто-то медленно наматывает шерсть на клубок, скучая и позевывая. С тем чтобы в конце удивиться: а клубок-то вышел большой! И все это, чтобы запустить этот клубок в зрителя. Или лучше сравнить это с вязанием огромного свитера, который в конце вдруг взяли и одним махом распустили. Те, кто вяжет, могут выбрать ту аналогию, что больше подходит.

Актеру, вышедшему в тираж, застрявшему в амплуа «среднеразрядного» злодея, очень трудно вырваться из порочного круга и, наконец, сыграть своего Гамлета. Его гнетет то, что никто в мире про него не знает, не ценит его как актера, и даже постер на парковке у его дома с собственным изображением в роли крутого ковбоя выглядит как издевательство. Вместе с заниженной самооценкой приходит и небрежность в работе. Очередная, поднадоевшая роль, и Рик Долтон (герой ДиКаприо) в ожидании съемок неожиданно разговорился с девочкой, эпизодической актрисой из того же фильма. Ее профессиональный поход к игре и преданность кинематографу, неожиданная для такой малютки, отрезвляют Долтона и будят в нем чувствительную струну. Неожиданно для себя он всерьез проживает очередную сцену фильма, и подъем, который он испытывает, становится для него более ценным открытием, чем бурная реакция режиссера.

Новый Долтон уезжает на съемки спагетти-вестерна в Италию и возвращается со славой, деньгами и женой. После кульминации главных линий сюжета, Рик Долтон обнаруживает, не без приятности, что знаменитые соседи, с которыми он так мечтал познакомиться (Полански и его беременная жена) отлично знают его роли и смотрели все фильмы с его участием. Вот оно, желанное признание!

Тем не менее, кульминацию-то крутой ковбой пропустил. Все выпало на долю его тени — дублера Клиффа Бута, актера с опасной репутацией убийцы и драчуна. Реальность обнаруживает вполне скромную, самодостаточную личность, агрессивность которого можно выразить фразой «не лезь ко мне и уйдешь на своих двоих». Чаще всего ему нет необходимости демонстрировать физическую силу, достаточно «силы убеждения». Как я уже упоминала, он не лезет в переделки, но если ситуация того требует, доводит дело справедливости до конца. И еще он просто везучий.

В фильме несколько совершенно не соответствующих нашему «толерантному» веку выражений, и произносит большую часть из них именно Клифф («не стоит плакать перед латиносами», например). Только за одно это пренебрежение новыми правилами игры «Так нельзя» в пользу исторической правды Тарантино следует носить на руках, до тех пор, пока он не взмолится, чтобы его опустили на землю.

Кульминация фильма похожа на Тома и Джерри или, скорее, Щекотку и Царапку в самом жестоком варианте. Репу просто размазало. Брэд Питт с нестареющим лицом плейбоя (кстати, ему бы пошло на пользу постареть, наконец) расправляется с обкуренными врагами всего человеческого с абсурдной методичностью, используя все подручные средства. Щекотка и Царапка стоят у него за спиной и уважительно похлопывают по плечу. Заканчивается все грандиозным поджогом одержимой хиппи. Вот вам и Новый год, и елка!

К этому моменту, никого из этих отморозков не жалко даже чтобы хотя бы вскользь сочувствовать их страданиям. Это наш Тарантино! Льется кровь, горят волосы, сплющиваются мозги, но нам всего лишь смешно. И еще это огромное чувство облегчения вперемешку с огромным сожалением!

В этой, параллельной вселенной, убийцы зашли не туда и получили отпор. Они не убили невинную женщину и ее гостей. Не торжествовали над жертвой с высоты своей извращенной «идеологии». Просто ошиблись адресом.

Это мысль не моя, а сестры, но очень хотелось бы повернуть время вспять и сделать так, чтобы то, что случилось 9 августа 1969 года, никогда не происходило. Раз это невозможно, мы хотя бы у Тарантино увидим хэппи-энд, к которому взывает вселенская справедливость.

Tags: movie, Америка, вах!, кино, критика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments