inryko (inryko) wrote,
inryko
inryko

Рай для отшельника. Дандженесс.

Если у кого-то из моих читателей создалось впечатление, что я слишком часто «возвращаюсь» в Англию в поисках очередного сюжета, то это вам не кажется. Просто фотографий оттуда больше, чем откуда бы то ни было еще. Надо же их куда-то девать. Вот поэтому каждый второй пост будет про что-нибудь английское.

А так как в Англии, как и в Греции, есть все, то сегодняшний рассказ о пустыне. И не только в философском смысле.

Дандженесс (Dungeness) — старо-норманское название, где «несс» слово, означающее «мыс», а Dunge, вероятно, указывает на принадлежность к Denge Marshes — низинной области, примыкающей в свою очередь к Romney Marsh, огромной заболоченной территории графства Кент.

Подъезжая к Данженессу со стороны Ромни Марш, воспетых Диккенсом в Больших надеждах, любопытный путешественник с самого начала с грустью убеждается, что местечко пустовато. Насколько хватает взгляда, тянутся пустыри, поросшие сорняками и заваленные распадающимися на части старыми рыбачьими лодками. И упирается эта красота в атомную электростанцию.

Дандженесская атомная электростанция располагает тремя реакторами, из которых один заглушен, а третий, как я поняла, — не атомный вовсе. До 2003 года туда пускали посетителей, но потом, под давлением потенциальной угрозы, ставшей столь реальной "по ту сторону пруда" 9 сентября 2001, станцию для визитов посторонних закрыли.

По одну сторону пустырей протянулась узкоколейная железная дорога Romney, Hythe&Dimchurch, с вокзалом неподалеку от электростанции, с другой раскинулся один из самых длинных в Европе галечных пляжей.

На страже морских сообщений Дандженесса два маяка: новый и старый. Хотя за всю историю этого места их было построено семь, я нашла только эти.


Старый


Новый

Пообедать можно наскоро в привокзальном ресторане

или, если вы приехали на машине и никуда не спешите, то в пабе Британия — отличные морепродукты, интересное меню, но в низкий сезон не ждите ничего, кроме fish&chips.

Территория является заповедником: по уверению ученых здесь все просто кишит живностью (птицами, насекомыми, рыбой и теми самыми «морепродуктами», которых еще не «пригласили на обед»). Кстати, то, что я назвала вначале сорняками (а это они и есть), аккуратно переписано в местную красную книгу с приложением иллюстраций.




Никем не охраняемые рыбаки тоже кишат там со своими удочками, наживкой, ведерками для добычи и зонтиками от дождя.

Приезжают сюда обычные, праздные люди и просто отдохнуть, и выгулять детей и собак.

Постепенно, оглядывая эту «совершенно голую местность», в которой между маяками и прочими зданиями, а также на пляже толпами шатаются пассажиры минипоезда,

туристы (вот с такими объективами на фотоаппаратах!), дети с пластиковыми ведерками и лопатками, рыбаки, и копатели креветок червей

насекомые, яхты и танкеры,

сигнальщики и вагоновожатые,


обслуживающий персонал обоих ресторанов, местные жители (их немного, но они есть),


и живут они в этих домиках


инспекторы по охране природы, капитаны очень ближнего плавания,

операторы документальных фильмов и видеоклипов, наглые чайки...


У этой всего одна ножка, но вы ни за что не догадаетесь...


... и спрашиваете себя: кто, черт побери, решил, что тут пустынно?


Дерек Джармен, например, нашел, что место достаточно уединенно для него. Известный режиссер удалился в дандженесское отшельничество после того, как ему был поставлен диагноз, который в те недавние времена был смертельным приговором — СПИД. Оттуда его и увезли в больницу в Лондоне, где он скончался в 1994 году.

Будучи атеистом, он сознательно отверг утешение, предоставляемое институтом церкви, и предпочел ему дикость Дандженесса для своих последних восьми лет жизни.

Честно говоря, когда я обнаружила, что не видела ни одного из его фильмов, то решила, что стоило бы посмотреть хоть что-то, прежде чем писать этот пост. Но потом передумала. Фильмы его... на любителя. Если выпадет случай, я посмотрю, но специально не стану.

Хотя, возможно, кого-то заинтересуют уже сами названия и масштаб профессионального кругозора Дерека Джармена. Вот краткое описание.

1. Себастьян (о смерти мученика Св. Себастьяна);

2. Юбилей (фильм с фантастическим сюжетом о королеве Елизавете I, перемещенной доктором Ди в 1970 год и заместившей на троне Елизавету II, убитую случайным грабителем; она бродит (!) по Лондону и наблюдает аллегорические картины упадка и разрушения — вот этот я бы посмотрела!);

3. Буря — адаптация шекспировской пьесы

4. Разговор ангелов (хммм, Джуди Денч, читающая сонеты Шекспира на фоне сменяющихся гомосексуальных образов);

5. Караваджио (история жизни художника, с участием Найджела Терри,Тильды Суинтон и Шона Бина обязательно посмотрю при случае);

6. The Last of England (антитэтчеровский пафмлет, окрашенный скрипичными концертами Баха и диско 80-х, с участием Тильды Суинтон, снят, в том числе, и в Дандженессе);

7. War Requiem (фильм снятый на музыку одноименного произведения Бенджамена Бриттена, в котором в последний раз на экране появляется знаменитый Лоуренс Оливье, играющий Старого солдата, а также уже знакомые лица: Тильда Суинтон и Шон Бин; сюжет построен на символических образах второй мировой войны. Кстати, Реквием Войне пацифиста Бриттена был сочинен в освящение кафедрального собора в Ковентри, оставленного в виде величественных руин в память о последней войне);

8. Сад — история безмятежного существования пары геев, впоследствии униженных, замученных и убитых (Тильда Суинтон играет Мадонну, ту другую, не певицу);

9. Эдвард II — это уже о паре геев очень благородного происхождения, воспетой Кристофером Марлоу (про которого мы вспоминаем каждый раз, когда звучит имя Шекспира, а эти гении врать не будут, передавая слухи из первых рук даже через столетия), и также кончившей очень плохо. Эта трагедия с многочисленными запутанными обстоятельствами представлена... Тильдой Суинтон и Найджелом Терри, а также Анн Ленокс в качестве Певицы — это тоже было бы интересно);

10. Виттгейнштейн — вольно основанная на жизни философа картина, где вольно разгуливают, вопреки исторической правде, Сократ, Спиноза и Локк.

11. и, наконец, Blue — аллегорическая интерпретация жизни самого Джармена (можете не спрашивать, есть там и Тильда Суинтон и Найджел Терри).

Кроме этих произведений и бесчисленных короткометражек, Джармен снимал видеоклипы для известных музыкальных групп (известных не мне, видимо). Из тех, кого знаю, могу назвать Sex Pistols, Брайана Ферри и конечно же Pet Shop Boys, британский тур которых Джармен организовал в 1989 году. Еще он написал несколько книг, включая автобиографическую Dancing Ledge, сборник поэзии, два сборника дневников и пара других: The Last of England и Chroma.

Это то, что можно найти в интернете (а недостатка в информации о Джармене нет). Однако его magnum opus, его последнее произведение, можно увидеть и даже бережно потрогать каждому, кому случилось приехать в Дандженесс, вдохновиться и набрать неподалеку материала для собственного творчества.

Последняя песня Джармена — это его дом в Дандженессе. Впервые в жизни я почувствовала себя оправданной. За все эти годы собирательства камушков, стеклышек и прочих брошенных и отполированных (заржавленных) временем предметов, я впервые увидела, что кто-то нашел им применение, и его не только не отругала мама за оттянутые карманы и грязные руки, но нашли слава и признание (в данном случая бонусом).

Этот дом — воплощение радости детства без запретов и окриков, обеспеченного неиссякаемым источником в виде приливов, приносящих обточенные волнами камни, устричные раковины, плавник и многое другое...

А еще есть кладбище лодок, с которых постоянно отваливается что-то ценное с точки зрения садовника Джармена. В этом саду разбиты каменные клумбы и вьются металлические лианы. Ни одна самая завалящая вещь не будет отвергнута и выкинута, все вписывается в этот странный дизайн.

Дом выкрашен в черный цвет и обведен желтыми линиями. Черное — это деготь, который защищает дом от соленых брызг моря, черный — цвет бесконечности, спокойствия, уравновешенности. Цвет смерти, примиряющей каждого со своим прошлым. А желтый, возможно, свет солнца, пробивающийся в окна с рассветом.

На стене дома можно найти выдержки из поэмы Джона Донна (1571 — 1631)


Вот она полностью

The Sunne Rising

Busy old fool, unruly sun,

Why dost thou thus,

Through windows, and through curtains call on us?

Must to thy motions lovers' seasons run?

Saucy pedantic wretch, go chide


Late school boys and sour prentices,


Go tell court huntsmen that the king will ride,

Call country ants to harvest offices,

Love, all alike, no season knows nor clime,


Nor hours, days, months, which are the rags of time.

Thy beams, so reverend and strong

Why shouldst thou think?

I could eclipse and cloud them with a wink,

But that I would not lose her sight so long;

If her eyes have not blinded thine,

Look, and tomorrow late, tell me,

Whether both th' Indias of spice and mine

Be where thou leftst them, or lie here with me.

Ask for those kings whom thou saw'st yesterday,

And thou shalt hear, All here in one bed lay.

She's all states, and all princes, I,

Nothing else is.

Princes do but play us; compared to this,


All honor's mimic, all wealth alchemy.

Thou, sun, art half as happy as we,

In that the world's contracted thus.

Thine age asks ease, and since thy duties be

To warm the world, that's done in warming us.

Shine here to us, and thou art everywhere;

This bed thy center is, these walls, thy sphere.

В поэме со страстью шекспировской Джульетты автор клянет солнце, разлучающее любовников, для которых не важны времена года и дня, для которых все богатства мира и его титулы заключены в том, с кем они разделяют постель. А солнце, затмение его возьми, может и задержаться на день!

Я могла бы подробнее рассказать о вышеназванной железной дороге, а еще показать больше лодочных зарисовок, но придется отложить это до следующего раза. А когда он будет, одному солнцу известно.

«Море всегда устроено так: сначала вокзал, потом пляж, а потом море. А здесь, значит, наоборот: море-пляж-вокзал. Значит, мы поедем домой по железной дороге» (Алиса в Стране чудес, пластинка)

И когда все они, включая Алису, уедут на поезде домой, вы можете еще задержаться на берегу и услышать звук прибоя, именно то, за чем вы и приехали сюда. Неповторимый, не сравнимый ни с чем шорох гальки, которую море сначала вбирает в себя со всхлипом, а потом отпускает, отступая назад. Долгое ШШШШШШШШШ, громкое и умиротворенное, застревает в ушах и в памяти. И вам не нужно бросать монетку, чтобы гарантировать возвращение в оживленную пустыню Дандженесса.

Tags: Великобритания, путешествия
Subscribe

  • Книжный вор

    За небольшим исключением и преимущественно в любое время дня и года мы законопослушные граждане, уважающие чужую собственность и трепетно относящиеся…

  • Есть одна у летчика мечта... "Империя Солнца" (1987)

    Существует ли безошибочный способ сделать фильм о войне, который найдет отклик в сердце зрителя, независимо от его национальной принадлежности,…

  • Правдивая ложь. "The Trap" (1966)

    Любите ли вы фантастику, как люблю ее я? Фантастические книги или фильмы обычно воспринимаются нами с известной степенью допущения. Хотя есть и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments