inryko (inryko) wrote,
inryko
inryko

Category:

Ностальгии нет

Начитавшись постов в первой сотне, я обнаружила, что тенденция писать посты без логики, структуры и даже без содержания себя оправдывает полностью. Многие ставят на броский заголовок и, черт, побери, собирают аудиторию (или как лучше назвать толпу читателей?). Идеально было бы назвать свой пост nostalgii.net. Но, испытывая отвращение к образу тысяч людей, тянущихся к моей простоте, с прежней силой, не стану "прибегать" и к оригинальности.
Хочу задать себе вопрос о том, почему я не испытываю ностальгии по привычным вещам (и местам) в собственном прошлом и (памятуя о новых традициях) не отвечу на него. Чтобы не нарушать отчетности было понятнее.

Уворачиваясь от гнилых помидоров, летящих в мою сторону, сознаюсь, что я любила ходить в школу. Первое сентября всегда было праздником. И безо всяких кавычек. И это было не потому, что, намаявшись без общения, я тянулась к школьным друзьям. Лето у меня всегда проходило на ура в городке на самом юге республики, куда меня отправляли, если и не отдохнуть от 40-градусной жары в 45-градусной, то хотя бы отъесться бабушкиными блинами и борщом и наиграться в прятки и пятнашки в отличной компании приятелей и одним самым лучшим на свете другом. А в школе друзей как раз было маловато.
Неудивительно при таком анамнезе. Кто ж любит школу ради школы, учения, ответов у доски, домашних заданий, контрольных и... сочинений?
Учителя тоже не все вдохновляли, но науки... Даже география была любимой дисциплиной, больше всех, несмотря на учительницу, которая почему-то невзлюбила меня и всячески занижала оценки, не говоря уже о сопутствующем буллинге. Да мне еще повезло, мальчиков она любила хлестать линейкой по голове. Нет, повода не надо было. Она же профессионал!
Так что в школу я всегда шла с хорошим настроем, даже если настроения не было. И только в последнем, десятом, классе, школа добила мой энтузиазм тщательно рассчитанными ударами.
Классная руководительница прониклась ко мне особенным презрением еще в 9 классе после того, как я отказалась красить парты. Аллергия была воспринята как попытка отлынить. И это отличный пример двойных стандартов (она как будто забыла, как сама загремела на месяц в больницу после своей аллергии на пестициды в борьбе с урожаем хлопка). Но она ко многим была несправедлива, а в те годы мы предпочитали критиковать за глаза и проглатывать обиды в непосредственном общении.
Еще была отвратительная история с деньгами, которые наш класс заработал на сборе этого самого хлопка. Я на деньги вообще не рассчитывала, да и весь класс решил, что деньги пойдут в фонд класса (выпускной на носу). Но школа решила по-другому. В актовый зал понадобились занавески, и в голову завуча пришла отличная идея дармового источника средств. Но мы, отщепенцы советского воспитания, согласно которому зарабатывать деньги своим трудом стыдно, попробовали настоять на своем. И завуч объявила нам войну с заламыванием рук и шантажом. А так как, смотри выше, выпускной был на носу, мы решили не дергать зверя за усы и не портить оценки будущих экзаменов и... отказались от денег в пользу занавесок в актовом зале, гори они синим пламенем. Конформизм? Да просто нервы дороже.
И, наконец, но не в-последних, апофеоз экзаменационного лицемерия. Борьба за серебряные медали, которая больше занимала не столько самих медалистов, сколько учителей. Сказать по правде, двое человек из нашего класса точно их заслужили, без всяких натяжек и зубрежек, трое выгрызли медали упорным трудом, еще пара точно претендовать на медали не могла. В результате кропотливой работы классной с журналом и секретным составом на основе хлорки (?) пятеро "получили свое". Да, если непонятно: первых двух среди них не оказалось. Правка оценок "за двенадцать лет" происходила на наших глазах, в чуланчик никто не прятался. А после письменных экзаменов (сочинение и математика), как минимум одну девочку точно попросили переписать, чтобы все было "как надо". Этого  я не видела, сознаюсь, но разговоры были. Классная (безосновательно считавшая себя математичкой)  угостила меня сожалением, сарказмом и злорадством в одной фразе: "ты, каким-то чудом, написала на пятерку, но, КОНЕЧНО, в аттестате у тебя будет 4". Да, на здоровье! Я очень скоро оценила тот факт, что всего с одной четверкой больше, чем надо, я была избавлена от позорного участия в балагане "натяни на медаль".
Итак, школа превратилась в ненавистное место, которое я покинула с радостью. Рецидив любви к школе (после 1 курса института) прошел очень скоро.
В остатке: уважение и даже любовь к нескольким учителям, симпатия к одноклассникам (среди которых была всего одна подруга, но зато ни одного врага), умным, веселым, активным, талантливым, несколько добрых воспоминаний о счастливых или курьезных моментах. И все! Ностальгия? Дайте я себя ощупаю... Нет, ничего такого. Два года назад, оказавшись поблизости, даже не захотела зайти на школьный двор. Там больше не осталось ничего моего.
Институт был счастливым местом. Несмотря на болезнь, не слишком успешную учебу, скомканный диплом и поспешный выпуск. Наша группа, хотя и не образец сплоченного коллектива, была компанией очень приятных людей: все разные, но даже по прошествии многих лет, такие родные. Да и две других группы потока - тоже. С некоторыми дружили, с большинством жили в общаге, где отказ от личного пространства воспринимался не как лишение, а как преимущество.  Совместные обеды и чаепития и даже подготовка к экзаменам. Поездки на море, брожение по городу. Всегда в разной компании, как получится. Но никогда/редко - с неприятными тебе людьми. Там мы научились понимать друг друга, доверять (или нет) и просто принимать друг друга такими, какие мы есть. Золотое время!
Как я уже говорила, выпустили нас спешно. Времена были очень неспокойные. Последний год учебы, 1992-й, мы провели уже в новой (несоветской) стране, с новыми ценами и угрозой роспуска института. Первые 10 лет я жила с ностальгией. Город, институт и друзья мне снились, и после этих снов мне не хотелось просыпаться. Хотя бы во сне я мечтала побыть в прошлом подольше. Потом сны стали искажаться. Привычные улицы путались, знакомые места замещались "видами" других городов, иногда вымышленными локациями. Боль "потери" ушла. Да сколько можно-то?!!
А еще через пару лет я "ушла из авиации" и взглянула на все со стороны. Ностальгия прошла. Полностью здорова.
Я до сих пор люблю город, в котором училась, хотя теперь знаю, что есть города много лучше. Людей, с которыми училась и проводила время, я люблю даже еще больше. С некоторыми мы "друзья" в Фейсбуке. Общением это не назовешь, но я чувствую связь с ними. "Есть контакт". Я по-прежнему с любовью вспоминаю преподавателей - за редким исключением они были отличными людьми и специалистами в своем деле. Я даже с приятностью вспоминаю предметы и экзамены. А практика на Сахалине - самые счастливые 3 недели моей жизни.
Но у меня больше нет иллюзий, что этот институт был моим идеальным выбором. Что там процветало "гендерное равенство". Что приставку "инженер" к нашей квалификации экономиста нам дали с чистым сердцем и на полном серьезе,  а не потому, что мы изучили несколько инженерных дисциплин, а двойная фамилия квалификация звучит выгодно к чести института. Я совершенно отчетливо понимаю, что выпускники трех "мужских" и одного "ботанического" факультета относились к нам с таким же добродушным снисхождением, с каким мы относились к бухгалтерам (простите, дорогие, но было, каюсь), потому что они даже на четыре года обучения против наших пяти не могли набрать достаточно предметов.
Я даже не могу теперь ценить свое образование, потому что, несмотря на обилие предметов, и не только экономических, несмотря на то, что мы "чертили самолет" и "летали на тренажере", я не могу считать себя на своем месте, не вижу своей заслуги и не чувствую награды. И дело не в том, что я недостаточно старалась (это правда!), а просто... не знаю почему, но я не ностальгирую!
Недавняя встреча выпускников, на которую я не поехала, хотя собиралась, заранее наполнила меня чувством никчемности подобных мероприятий и ущербности формата "конференц-зал, концерт, речи, поздравления, выезд на природу и т.п". Назовите это занудством взрослением, но я поняла, как раньше с соцсетями, что, по-настоящему, нам нужны в жизни всего несколько людей и встречаться с ними лучше в тихом месте ради самой встречи, разговора, воспоминаний и шуток, а не в шумной компании людей, 99,9999999% из которых я не знаю, даже если имела возможность с ними встречаться. Тем более, что кроме этих пяти лет у нас так мало общего даже с теми, с кем мы были очень близки. Вы никогда не замечали, что эта традиция собираться в ресторане, где в лучшем случае можно потанцевать, но поговорить точно никак - слишком громкая музыка, совершенно выхолащивает цель таких встреч?
Кроме того, мне смешна тенденция приписать к юбилейному возрасту института тридцать лет существования в другом городе и под другим именем и двадцать лет после того, как он прекратил существовать. Только чтобы набрать заветные 100 лет? Это глупо, ребята!
С друзьями я найду способ увидеться. Но ностальгии больше нет и я по ней не тоскую.
Tags: вопрос, здравый смысл, образование, психология, цифры, я зануда!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments