inryko (inryko) wrote,
inryko
inryko

Categories:

Сказка жизни (Толкин)

Люди как книги. Мы говорим: я могу читать его как открытую книгу, делая ударение на прилагательном. Но и существительное наполнено смыслом. Думаю, не будет ошибкой сказать, что человек - это книга, которую о нем можно написать.
Каждый из нас может назвать несколько известных ему людей, о которых достаточно написать на одной странице, и то будет много. /Тешу себя надеждой, что обо мне можно написать крохотную брошюрку страниц на 10, не больше./ Знаю многих, жизнеописание которых составило бы книгу, размером с Остров Сокровищ (может быть не такую приключенческую, но точно интересную).
А есть люди, про которых и во многих томах не напишешь всего. Что же делать? Очень просто: признать, что книга неполная.
И если человек-книга это очень неполная книга, то человек-фильм - это просто набор очень коротких эпизодов, которые показывают его в немногочисленные моменты его жизни, которые можно назвать ключевыми или поворотными. Но никогда, ни об одном фильме, нельзя сказать: жизнь героя рассказана полностью.

Жизнь как сказка, иногда страшная, иногда захватывающая, выпала Дж.Р.Р. Толкину. То, что из этой сказки попало в фильм "Толкин" (2019), не отличается ни полнотой, ни подробностями, ни завершенностью. Но, исходя из собственной теории (см. предисловие), я понимаю, что большего и не стоило ожидать.
Ничего о Блюмфонтейне и скоропостижно умершем там отце, разрозненные фрагменты о жизни до Бирмингема, вынужденный переезд и смерть матери (а мы так и не узнали ее получше) от диабета первого типа, который тогда нечем было лечить -  все это на взгляд придирчивого зрителя грешит поспешностью изложения. Но как иначе? На все про все 1 час 52 минуты. Можете вместить больше - попытайтесь.
Замечательно, хотя и бегло показаны первые дни (недели?) в новой привилегированной школе для мальчиков. Лед недоверия и неприязни к задире сломан, и вот четыре мальчика уже основали клуб, цель которого ни много, ни мало, "изменить мир" посредством искусства. Музыкант, поэт, задира и сказочник. Идеальная модель общества, в которой представлены именно те, кто может этот мир изменить.
Вероятно, я старею быстрее, чем мне хотелось бы, но рассказ о невинных детских душах, вид чистых лиц и горящих глаз очень трогает... Представляю реакцию атеистического большинства ЖЖ, но Дж.Р.Р. , католик, целиком доверяет и полагается на своего духовного отца, одного слова которого достаточно для него, чтобы вернуться на дорогу, с которой он сбился. Вернуться ценой отказа до наступления совершеннолетия каким либо образом общаться с любимой девушкой. Романтические фильмы приучили нас, что главный герой должен пойти наперекор запретам и воссоединиться с предметом страсти. А как часто это случается в жизни? И что более правдоподобно? Как бы узнать?
Еще один упрек, который обычно получают автобиографические фильмы  - придумывание событий, которые не происходили, либо не могли иметь свидетелей. Слово "художественный" обычно не помеха для таких претензий. Но даже в этом фильм довольно точно описывает то, что происходило, судя по официальной биографии. Та прогулка с уже помолвленной с кем-то любимой действительно состоялась и помогла ее вернуть.
Встреча с профессором, повернувшая дорогу его жизни в новом направлении, какими бы деталями на самом деле она ни была наполнена, действительно имела место. Лингвистика вместо греческого, ключ ко всем языкам мира вместо одного, изначального языка, которым говорила сама культура. /В этом месте мое сердце опять екнуло, потому что это одна из тех профессий/наук, которой я без всякой надежды (а точнее без всяких усилий со своей стороны) тщетно мечтала овладеть/.
И еще война. Которая действительно была. И, на самом деле, без шуток, унесла много жизней. По нелепому стечению обстоятельств, жизней именно тех людей, которые могут изменить мир. Двое из троих друзей, включая самого близкого, погибли в мясорубке битвы при Сомме. Так водится в Британии, что в атаку солдат должен вести офицер /и еще волынщик, тот, которого убили в кадре; волынщик, как известно, оружия в бой не берет, он играет, поднимая солдат из окопов/. А в офицеры легко записывали мальчиков из хороших семей, окончивших привилегированную школу. Самых лучших... Под пулеметным огнем, от газов, огня и бомбежек одинаково легко погибают все. Но тот, кто идет впереди, смертельно обречен, если позволите мне такую тавтологию.
В реальной жизни не все рвались в бой, но мало кто уклонялся. Дж.Р.Р. повезло чуть больше его друзей. Он долго был в резерве. А когда жизнь кинула в бой, спасительная окопная лихорадка вернула его домой. Уже другого человека, вероятно. Однако, по воспоминаниям самого Толкина, никакой связи между первой и даже второй мировой войной и битвой за Средиземье нет. Прошло и забыто. Не знаю, много ли в этом правды, но это его слова.
Унаследованная ли от матери, врожденная ли способность рассказывать сказки - это то, чем Толкин нам дорог. При всей моей увлеченности Игрой престолов (да простят меня те, кто "не смотрел, но осуждает"), я не могу не видеть превосходство вселенной Властелина колец и Средиземья над выдуманным миром Дж. Мартина. В истории о Властелине колец больше романтизма, больше рыцарства и чистоты, в нем есть высокая цель, самоотвержение. В отличие от большинства сказок, где герои проходят квест, чтобы обрести что-то, в этой книге герои идут избавиться от того, что принесло бы им лично неограниченное могущество. Недостаток? Маловато драконов... Ну и все вроде бы.
Изобретенные им самим языки вплетаются необходимой и неотделимой частью в повествование. Вот уж кто не разделял работу и творчество. Рисование и сочинение историй: какая глупость и несерьезность... какая прелесть! Вплетаются в сказку и личные страхи (пауки, например), идеалы, сны, мечты. Именно благодаря личности Дж.Р.Р., книги о Властелине колец такие, какими мы их полюбили.
"Мир изменился", слышим мы в начале фильма-трилогии о Властелине колец. Это преобразование произошло по злой воле волшебника (или кольца?), но Толкин мечтал, что когда-нибудь мир смогут изменить и хорошие люди: поэты, музыканты и благородные бунтари. А он, сказочник, расскажет об этом людям.


P.S. Никак не смогла вместить в текст абзац про музыку в фильме, которую если честно я обычно не замечаю, потому что для меня это неотъемлемая часть повествования, а поэтому она вне сознания. Но в этом фильме я ее расслышала. Том Ньюман (о котором я ничего не знаю) пропитал фильм чудесной, волшебной, сказочной музыкой, как кондитер пропитывает пирог смесью рома и сиропа. Эти мелодии  - самостоятельная часть сюжета.
Tags: ах, кино, красота, критика
Subscribe

  • Типы машин времени

    Задумала я как-то написать «книжный» пост про Чарлза-нашего-Диккенса, а именно, про Рождественскую песнь (так ее на русский перевели, пафосно). Но…

  • Маллейг. История шкипера-непоседы

    Маллейг. История шкипера-непоседы Порт — особенное место. Зрелище корабля, отчаливающего от пристани, или входящего в гавань завораживает и будит…

  • Забыл как дышать

    Много умений нам в жизни достается совершенно безвозмездно (то есть даром) и как само собой разумеющееся. Конечно, человеку всему приходится учиться…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments