inryko (inryko) wrote,
inryko
inryko

Categories:

Сны и реальность

Некоторые фильмы или книги только выигрывают от повторного просмотра/прочтения. Даже если Вы их никогда особенно не любили, они неожиданно открывают для вас больше, чем вы предполагали раньше. Либо вы забыли про них, либо никогда не задумывались. Но стоит кому-то напомнить, и всплывают интересные подробности.

Я решила, что нет греха в самоцитировании, во всяком случае, это меньший грех, чем перепост. Поэтому привожу в слегка исправленном виде свой комментарий о фильме "Вам и не снилось".






Фильм этот и о подростках, и о взрослых. Первые начинают жизнь и чистого листа и чистыми душами, и в нее уже норовят залезть со своим негативным опытом родители и прочие взрослые, "упреждая" возможные проблемы. Не каждый взрослый может устоять перед таким натиском, а тут - сущие котята. Но наши главные герои Рома и Катя сопротивляются, стоят на своем. Не сбегают из дома, не курят, не нюхают клей "из-за несчастной любви", а просто любят друг друга.
Эта история и о взрослых, которые пережили такое же чистое, нежное чувство к кому-то, но выросли из него, кто-то для чего-то большего, а кто-то просто избавился от ненужного. Кто-то до сих пор не может простить, кто-то прячется за цинизмом. Но отрицать, что была любовь, положа руку на сердце, наверное, не могут.

Ромка тут безупречен. Да, он у ступает родителям практически во всем. Но это не слабость. А всего лишь уважение и любовь к ним. Да и не может он еще полностью за себя и за любимую девушку отвечать. Нет ни образования, ни денег, ни места, где жить. Кстати, очень здравая идея пришла им в голову: сделать свадьбу "бюджетной" (как сказали бы сейчас). Тут они лет на 40 опережают самые робкие современные попытки молодежи как-то отстраниться от ужасного, пошлого и затратного обычая "свадьбы как у людей".
Ромка очень быстро входит в роль "заботливого мужа" и ответственно относится к их планам на совместную жизнь. Но я боюсь, что Катя может все испортить, причем неважно, поженятся они или нет. Она представляет собой некий истерически-безвольный тип. Этакая мышка, которую так и хочется защищать, заботиться о ней. Милая, застенчивая, нежная. В ней есть и чувство юмора, и самоирония, и способность отдавать. Она любит, я не сомневаюсь, глубоко и преданно.
Но она из тех бедолаг, которые топят своего спасателя. Она не партнер и не друг. Она просто "любимая". Катино "жить без тебя не могу" это признак опасного юношеского максимализма. Ромка и сам слишком молод, хотя и серьезно настроен. Как долго он сможет "тянуть" лямку семейной жизни на себе? И я не про стирку и готовку, а про психологическую сторону брака. Наверное пока не сломается... Потому что любому человеку в браке необходим близкий друг, которому можно довериться и равноправный/равноответственный партнер.
Мне могут возразить, что партнерская модель брака - далеко не единственная и, возможно, не самая лучшая идея сожительства двух людей. Да, есть изъяны: если партнер чересчур самостоятельный, терпеть безответственность, дурной характер, а также пагубные привычки он не станет, просто уйдет. Какой ужас-то! Многие браки держатся на странном, но очень крепком клее, и не нам их судить.
Катя довольно настойчива, когда речь идет о ее чувствах и ее правах на избранника. Но называть ее манипулятором я бы не стала, если она это делает, то не сознательно. А вот мысль о том, что в тот день, когда она натирала Ромке грудь спиртом для профилактики простуды, они могли "осуществить свою любовь", высказанную в посте, сподвигнувшем меня на комментарий, я нахожу, скорее, симпатичной и современной. Это придало бы больше веса последующим притязаниям Кати на Рому. Да и греха в этом нет никакого, грех - это жениться не по любви.
Теперь подумаем о взрослых,

Мать Кати, по всей видимости, после неудачных отношений в первом браке, нашла счастье во втором. Сомневаться, что она счастлива и уверена в правильном выборе, было бы попыткой найти черную кошку в темной комнате... ну все знают, как дальше. Эпизод с мальчиком, который был в нее влюблен, она, скорее всего, вспоминает как нечто милое и далекое. Было и было. Если это ей и неприятно, то причиной этому не он. Было бы, если бы она была сама влюблена. Но тогда все могло сложиться в другой "сценарий".
Родители Ромы живут в устоявшемся браке, в которой муж играет пассивную роль, нет, не подкаблучника, но человека, согласного с тем, что жена всегда права. Да ее и не в чем упрекнуть, кроме того, что когда-то она его "подобрала" и женила на себе. Она отличная хозяйка, примерная жена и ответственная мать. Нет, ну право, что вас смущает? Вспомните тогда, сколько счастливых подкаблучников вы знаете? Много, потому что тот, кто не счастлив - уже не совсем подкаблучник.
И, тем не менее, у мужа есть что-то, что он бережно хранит в душе, как сокровище. Это его несостоявшаяся любовь юности. Это не переживаешь каждый день, как трагедию всей жизни, эта память отзывается теплом в сердце и заставляет улыбнуться, когда случайно, без всякой причины подумаешь о ней.
Причина ревности жены довольно реальная. Но не к кому-то, а к чему-то, недоступному ее пониманию. К этому воспоминанию о хрупком счастье, которое он тайно лелеет. Вроде бы вот он твой собственный муж и отец твоего ребенка (деньги домой приносит, следует добавить, ибо в советские времена, и не только, это был железный признак примерного семьянина). А чувства полного обладания им нету! Это и расстраивает и злит, тем более, что не понятно, почему. Лишена героиня Шукшиной этого душевного навыка: ценить нематериальное, то, что нельзя пощупать. Катал он, видишь ли, какую-то девчонку на велосипеде в допотопные времена, помнит запах ее волос и прочую чушь! Глупость же несусветная! А вместе с тем завидно. Что между ними было такое, что у нее не было с этим мужчиной, даже гори оно огнем, что ей заказано?!
А есть ведь еще и бабушка - воплощение зла, руководствующегося исключительно благими намерениями.
Когда я смотрела (не в первый раз) пришла мне в голову идея, что мамаша и бабушка взбунтовались против этой любви, потому что была вероятность (или уверенность), что у Кати и Ромки один и тот же папа. Но это и ее маму должно волновать. Но "женщина всегда знает, чьего ребенка носит".  А раз ее не волнует, то "не было ничего". Так что это отпадает. А в остальном пережили бы как-нибудь и те, и другие. Опять же, смотри выше, - свадьба бюджетная. Может, вообще бы без салата обошлось. Ситуация не такая уж трагичная, как в Саге о Форсайтах. Детскую любовь своего мужа переживать как трагедию оставшейся жизни - это как-то слишком. Хотя это очень естественно для многих.
Именно благодаря нелогичности поведения героев, все в этой истории выглядит вполне логичным. Даже учительница, уставшая от одиночества и сдавшаяся было на милость типичного "абьюзера" и "нарцисса" (опять же в современной терминологии), а потом отказавшаяся от него - не из-за внезапной силы характера, появившейся откуда ни возьмись, а просто от усталости. Не переживайте за нее, кошки еще никому не приносили зла. Ее поддержка Кати - это только вода, которая льется на уже крутящуюся мельницу. Ну ладно, будем считать, что "помогла".
Мне нравится как играют актеры. Тут тоже все очень убедительно.  Было бы грустно увидеть финал, в котором главный герой (Ромка) погибает. Я не про то, что можно выжить, выпав из окна пятого (?) этажа, а про то, что ему необязательно было падать.
Но в хороший "конец" в долгосрочной перспективе я не верю. Хотя этого и не требуется. Фильм про любовь молодых, которая "здесь и сейчас". А об отдаленном будущем пусть думают скучные взрослые.


Tags: #00000a, кино, критика, психология, самоцитата, советский, эх
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments