inryko (inryko) wrote,
inryko
inryko

Category:

Чувство долга - это весело

Преимуществом оперы перед немузыкальным драматическим (комедийным) произведением является дополнительное средство воздействия на зрителя: собственно сама музыка. Если к ней прибавить остроумное либретто, то сюжетом можно пренебречь. Если кто-нибудь задастся целью изучить сюжеты наиболее известных опер, он очень скоро обнаружит, что те страдают недостатком действия, логики повествования, да иногда даже идея неудачная. И пары слов не сложить, но зато петь можно часа 3 с перерывом на буфет!

Кроме того, что опера мало что добавляют к сюжету произведения, на которое она опираются, часто это очень грустная история. В ней обязательно кто-то должен умереть: хотя бы от чахотки, но лучше от удара ножом или по приговору суда. Чтобы, падая, можно было бы спеть приличной продолжительности арию. Да что там, заключительные стоны тоже очень душевно поются. Но грустно, все равно, очень печально. Помогает забыться музыка. Ради такой, которую написали для своих "жертв" Верди, Пуччини или Бизе, и умереть стоит.
Комедии или хэппиэндовые сказки (навроде опер Россини), вообще не имеют изъянов: и вдохновляют, и веселят. И сюжет в них нужен еще меньше.
Обычно либретист набирается на афишах шрифтом намного мельче того, что достается композитору. Одно из исключений: блистательная пара Уильям Гилберт и Артур Салливан. Судя по тому, что либретист всегда упоминается первым, его роль признавалась ведущей, на что Салливан в конце-концов обиделся и раздружился с Гилбертом, сотрудничество с которым в принципе отбрасывало легкомысленную тень на классического композитора. Ну не ценил он известности в качестве соавтора веселых и безпроигрышно популярных опер.
Приходится признать: слова (и игра с ними) - это то, что сделало эти оперы такими популярными.Так что Гилберт хлеб свой с маслом ел  и имя писал большими буквами впереди композиторского совершенно заслуженно.
Недавно мне повезло посмотреть (и послушать) Пиратов Пензанса в исполнении очень молодых и талантливых артистов. К сожалению, самого главного - текста - я почти не уловила (в лучшем случае 20%), но живость представления и замечательная музыка  восполнили пробелы восприятия. Очень забавная манера исполнения, запоминающиеся мелодии, первоклассная дикция и остроумная жестикуляция и общая жизнерадостность  - все это решительно незабываемо.
Почему такой заголовок?
Объясняю. История в двух словах заключается в том, что молодого человека по ошибке отправили в учение к пиратам (должны были учить на пилота, нет это не про летчиков). Вина лежала на его перезревшей няньке, которая к тому же положила на него глаз. Он был очень не рад своей профессии, которая держала его вдали от берега, малейшего шанса узнать, что такое женщины вообще (!), ну и кроме того не слишком законной. Однако, как ученик, он был связан обязательствами. И про свое чувство долга он постоянно упоминает. А чтобы зритель понял, что это главное качество его натуры, а также - главное несчастье, слово "Долг" написано на дощечке, которую вздымает чья-нибудь рука КАЖДЫЙ раз, когда хоть кто-то произносит это слово.
Срок ученичества истекает в полдень. И в этот же день он встречает девушку, в которую немедленно влюбляется. Однако, выясняется, что день его рождения приходится на 29 февраля, так что расстаться с пиратством лично ему до 1940 года не светит (будет ему тогда больше 80 лет или что-то вроде того). Герой, натурально, в отчаянии.
Скороговоркой:  с помощью той же няни герой получает освобождение от ученичества и всяких обязательств перед пиратами, и все весело пляшут и поют (в отчаянии они это делать также отнюдь не переставали). /Я уже говорила, что сюжет  -  это не главное?/
Есть мнение, что английские оперы ГиС были "придуманы" в пику "унылым" и трагическим итальянским операм, где обязательно кто-нибудь да умирал в конце, и от первой до последней арии едва таскал ноги от тоски (извините, игра слов навеяна ГиС).
Если так, то это самая успешная и замечательная попытка сделать что-то наперекор.
Tags: Великобритания, классики, критика, музыка
Subscribe

  • Аналогично!

    Товарищ Фрейд, который нам не друг, утверждал, что кроме излишеств всяких нехороших нам присуще стремление к смерти, и, кажется, не сильно ошибался.…

  • Правдивая ложь. "The Trap" (1966)

    Любите ли вы фантастику, как люблю ее я? Фантастические книги или фильмы обычно воспринимаются нами с известной степенью допущения. Хотя есть и…

  • Типы машин времени

    Задумала я как-то написать «книжный» пост про Чарлза-нашего-Диккенса, а именно, про Рождественскую песнь (так ее на русский перевели, пафосно). Но…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments