inryko (inryko) wrote,
inryko
inryko

Categories:

"Девчата": тогда и теперь

Новомодные "ревизии" популярных советских фильмов, в которых, в лучшем случае, мораль, характеры и намерения главных героев и прочие составляющие переворачиваются с ног на голову, а в худшем все это просто поливается грязью, мне, по-прежнему, чужды. Даже забавным я такое назвать не могу, хотя иногда, очень редко, в таких "анализах" можно усмотреть рациональное зерно.

Человек меняется, и меняются его взгляды на жизнь. Иногда очень резко и неожиданно, чаще всего постепенно. С возрастом мы мягчаем душой, либо ожесточаемся. Очищаемся от суетных мыслей или становимся их рабами. Большинство еще и умнеет. Привычки меняются. Принципы вообще вещь не постоянная. Так, поносить и выбросить. Обычно этим самые принципиальные люди и грешат.
Из мелкого: мне перестали нравится английские и американские фильмы 50-60х только потому, что меня раздражает манера речи и поведения женщин. Они говорят каким-то выверенным тихим, уступчивым и очень умиротворяющим голосом, выбирают очень мягкие слова и выражения. И все их поведение сводится к тому, чтобы ни в коем случае не перебежать дорогу мужчине в его героической жизни добытчика и защитника. Феминизма головного мозга у меня нет. Но такая вот добровольная второстепенность меня выводит из себя. Я знаю, что это глупо, но ничего не могу с собой поделать.
Как уже писала, больше не могу смотреть "Иронию судьбы". Меня больше не цепляет за живое романтика этой нечаянной встречи двух одиноких неудачников. Некоторые фильмы я и раньше недолюбливала за эту чисто советскую безысходность, замаскированную под концепцию "сама виновата" и "все так живут". Но были и сюжеты, которые по чистоте своей можно отнести к святыням (да, это странно звучит в сочетании с прилагательным "советский", но для простоты воспользуюсь этим словом).
Одним из таких фильмов я всегда считала "Девчат", фильм и книгу, бывшую на пике популярности в нашем институте (среди девчат, конечно). Борис Бедный написал гораздо более трагичную и глубокую историю. Фильм довольно жизнерадостный, хэппиэндовый. Кроме того, в фильме некоторые эпизоды переделаны, роли "навешаны" на других людей (например, выплеснутые щи не имели никакого отношения к Тосиной стряпне и пикаперской стратегии Ильи), мотивы их поступков несколько упрощены и лишены интриганства и необъяснимой жестокости (например, совершенно недостойная мстительность Фили, который намеренно выбрал Тосю жертвой, а за что - не понятно). И Анфисе в книге не оставлено никакого шанса, беда ее куда серьезнее потери репутации, и трагедию свою она забирает с собой в неведомые края, отказываясь от любви.
Тем не менее, книга дышит чистотой и трогательностью, большая часть которых досталась Тосе. Она не дурочка, а просто наивная и неопытная. Пройдет... дай бог, чтобы не полностью.
Но вот посмотрела я фильм пару лет назад и поняла, что больше не могу его смотреть, мне вдруг открылась в нем вселенская несправедливость, которую трудно перенести. Перечитала книгу недавно, и мое мнение подтвердилось тем, что я нашла в ней.
Несмотря на то, что, в лучших советских традициях, женщинам, очевидно, открыты новые дороги и возможности, за ними железно закреплено место номер два после мужчины. Какую бы сторону жизни не возьми, это неравенство вылезает острым краем и режет взгляд.
Работа: вальщики леса - герои, они получают не просто самую большую зарплату в леспромхозе, она на порядок выше зарплаты остальных работников. Пусть так, работа тяжелая, женщины, очевидно, не могут ее выполнять на том же уровне, пилу не удержат (Дружба не в помощь). В лучшем случае их подряжают обрезать сучья... чтобы мужчины смогли еще больше валить леса и еще больше зарабатывать.
Работа учетчицы - уважаемая, но рядом не стоит даже с работой завхоза, которого, впрочем, тоже на доску почета не вешают. Повариха - объект насмешек. Нет, никакого уважения не заслуживает тот, кто существует только для того, чтобы... мужчины зарабатывали деньги. Работа на коммутаторе - это просто насмешка какая-то. Она для белоручек, которых устраивает такой вид оплаченного ничегонеделания, или они настолько уродливы (Надя у них за уродину считается), что только по телефону с ними и можно общаться.
Замужество - заранее проигранная битва. Не знаю, что там Катерина вообразила или просто повезло ей, что Сашка никак не обнаруживает "фараоновских" замашек, но никакого главенства в браке ей не светит, если только Сашка добровольно не сдастся "под каблук". Надя записала себя в бесперспективные старухи и отказалась от идеи найти любовь (кстати, в книге она единственная, кто делает правильный, свой собственный выбор, разрывая помолвку). Про Анфису я уже сказала. А Тося верит в любовь. Я очень хочу, чтобы она не разочаровалась. Но и на ее счет я не могу заблуждаться: не суждено ей "крутить" Ильей в браке. Он окружит ее заботой, которая немногим будет отличаться от диктата. Ей ведь нужен отец, который погиб, не увидев ее, старший брат, которого у нее никогда не было, друг... с друзьями-мужчинами там никак. Либо сидишь на Камчатке, либо служишь приятным украшением на вечер, ну или подпирай стену на танцах. Что с ними дружить, они же всего лишь девчата!
Образование: ну что же, вечерняя школа для всех (странно, что она нужна Тосе, которая закончила училище, так что у среднее образование у нее должно быть полным). Институты - тоже пожалуйста. Мам-Вера закончит заочный курс и станет технологом на том же лесоповале. Ступенька наверх, но ни зарплаты, ни уважения, щедро выделяемых вальщикам ей не видать.
Развлечения: ориентированы на мужчин, они позволят себе даже танцевать с сигаретой в одной руке и пивом в другой. Да, тут необходима виртуозность, а она... потерпит. Музыку заказывают они же, в прямом и переносном смысле. Кино и цирк - для "маленьких", но служат косвенно для привлечения женщин, которые нужны, чтобы мужчина не скучал.
Мне очень грустно за этих людей, даже за мужчин. Эта модель отношений, когда женщина заранее находится в уязвимом положении, когда при неудаче в отношениях она теряет все, а мужчина едва ли не приобретает похвальную репутацию сердцееда, поддерживается и мужчинами и женщинами (счастливицы, которые "имеют гордость", как-то неубедительны), но не приносит радости ни тем, ни другим.
Я рада, что времена меняются. Сломаны эти убогие схемы, когда вот только так, через боль и "не хочу", либо будет еще хуже. Люди, верится мне, теперь более свободны, хотя есть еще над чем работать.
Мое отношение к Борису Бедному и его книге не изменилось к худшему - в конце-концов, он просто довольно откровенно показал, как обстояли дела на извечном фронте борьбы между мужчиной и женщиной. И еще, я нашла больше правды, чем автор рассчитывал. Вместо уютной советской сказки о Золушке-поварихе, вышла довольно болезненная картина "тех нравов".
Кстати, рассказы у него тоже довольно милые и тоже содержат эту психологическую напряженность, которая возникает между людьми, связанными ненужными шаблонами. Долой их!

Tags: кино, книга, критика, ох, психология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments