inryko (inryko) wrote,
inryko
inryko

Categories:

Страшная сказка

Эту книгу часто цитируют,  и эти цитаты я видела повсюду. Две самые известные взяты из начала книги: "это было самое прекрасное время, это было злосчастное время...". Знакомо звучит?  Вторая цитата подлиннее - описание омерзительной и унизительной сцены с разбитой бочкой с вином.
Проглотив большую часть книг Диккенса еще в институте, я вдруг решила остановиться. "Повесть (она же сказка) о двух городах" была той самой книгой, которую я не стала читать тогда. Почему? Причин несколько. Первая: я посчитала, что это не роман, а публицистика, а до нее (как и до переписки) я тогда еще не доросла. Вторая: я вдруг прониклась почти религиозной идеей, что у любимого писателя нельзя вот так взять и все прочесть.Что-то всегда должно оставаться непрочитанным. Чтобы можно было сказать: есть еще книга, которая для меня новая. Чтобы получить от нее удовольствие я должна отказаться от ее чтения надолго (насовсем?). Дурацкая идея, навеянная Дж. Лондоном ("Когда боги смеются").  Так я и прожила долгую жизнь, даже не зная, о чем эта книга. Пока не решила, что время пришло.

Как говорит Стелла Иванова (безмерно мною почитаемая): "это была преамбула. А теперь амбула:...". Диккенс - мой любимый писатель. Это не то же самое, что "я считаю Диккенса великим писателем". Это означает, что даже если какие-то из его книг мне не нравятся, то я не перестану его любить. После разочарования с "Трудными временами" и "Лавкой древностей" (ранее я бы добавила "Барнеби Раджа", но недавно перечитала и реабилитировала роман), я была осторожна и перечитывала то, что однозначно признается его лучшими произведениями.
С "Повестью" я была беззащитна, никакого мнения не могло сложиться, пока я не прочитала. Я совершенно точно знаю, какие книги Диккенса хороши, а какие послабее. Но "Повесть" просто сбила меня с ног, потрясла, лишила дыхания. Я думаю теперь, что это самая сильная его книга, наряду с "Большими надеждами". Все, кроме меня, знали, что это про Французскую революцию, не так ли?
Диккенсу, признаем это, далеко до В. Гюго, который велик безо всяких оговорок, но, читая эту книгу, я вспоминала "Отверженных" и чувствовала то же, что и при прочтении последней. Это страх, причем не только за героев, но за человечество вообще, отвращение и категорическое отрицание идеи революции, как средства лечить социальные болезни.
Непонятно, по какой причине советские критики относили Диккенса к носителям революционной идеи, но, кажется, именно с "Повестью" и "Барнеби Раджем" связано убеждение идеологически "правильных" советских людей о революционности Диккенса. Надо быть либо совсем слепым, либо совершенно морально неразборчивым человеком, чтобы усмотреть в его книгах призыв к бунту. А вот наоборот -  пожалуйста: не только каждая строчка, каждая буква книги кричит: Остановите это! Понятное дело, упомянуть Ленина, 20 съезд партии и священные постулаты революции было практически общим местом в любом критическом обзоре. Но заключение критика "Морально оправдывая революцию, он не мог примириться с ее насильственными методами" или ".../Диккенс/ погрешил против правды истории; в действительности революционный террор был направлен не против невинных жертв /.../, а против контрреволюции, пытавшейся задушить молодую Французскую республику" -  совершенно из ряда вон. Мы, мое поколение, успевшее пожить при социализме, проглатывали такие пассажи раньше, не особо задумываясь. Но сейчас это вдруг стало бросаться в глаза. Спасибо возрождению бесстыдной пропаганды.
Я также начала понимать, как много наши революционеры скопировали из идей и событий французской революции. Или это была историческая неизбежность: идти по тем же кровавым следам и говорить все те же жестокие слова, влекущие за собой смерть невинных? И то, и другое, возможно.
Диккенс, "дорогой" критик, не оправдывает насилие угнетением народа. Сравните: "угнетение народа привело к восстанию и затем к революционному террору" (мой вариант) и "Диккенс внушает читателю мысль о неотвратимости возмездия за все эти годы жестокости".
Ох уж эти мне "революционные методы борьбы ", с  которыми почему-то (!) не мог примириться писатель,  этот "размах революционной народной стихии", которых он пугался, обнаруживая "ограниченность взглядов".
А Вам, "дорогой" критик на зарплате у победившей революции, не страшно? Ну вот ни капельки не было страшно, когда Вы читали об это разгуле анархии, которая требовала крови? О восторге и танцах опьяненной кровью черни. Об упоении безграничной властью над теми, кто только вчера "вершил власть над народом". А о том, как много идеологически верных "граждан" и "патриотов" поспешили свести счеты со своими врагами, как просто и буднично писались доносы, как легко и быстро выносились и приводились в исполнение приговоры. И как обожествлялась практическая мощь и "пропускная способность" гильотины. Мне страшно! Мне по-настоящему страшно. За тех людей, которых уже не спасти, которые умерли бы уже в любом случае, даже если Французской революции никогда не случалось.
Ничего справедливого я не вижу в расправе над сыном за отца, в расправе впрок, заранее, заодно, просто так, для перевыполнения плана, в удовлетворение садистких наклонностей.
Есть у насилия начало, нету у насилия конца. Да, это про нее, про революцию. Бог с ним, с критиком, он, в конце-концов, просто писатель руками, как многие теперь поют ртом и танцуют ногами.
Но все эти пропагандисты, политики, люди, к которым прислушиваются вольно или невольно, которые, как модно сейчас говорить, "сдвигают окно Овертона", подготавливая почву для оправдания насилия, "раскачивают очень неудобную инсинуацию" (простите, вырвалось по Куваеву). Я очень не люблю заклинания "пусть им/на них/с ними ______ (перечисление несчастий и казней египетских)". Мало того, что это жестоко, неприлично, да и просто эгоцентрично, толку-то никакого. Но морального права на такие действия они должны быть лишены пожизненно. Я не хочу, чтобы людей казнили или наказывали в воспитательных целях. Но в один прекрасный и солнечный день я желаю им осознать, ЧТО они говорят и во ЧТО верят, и ужаснуться.


Tags: идея, история, классики, книга, критика, справедливость
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments