inryko (inryko) wrote,
inryko
inryko

Categories:

Время ошибаться и время признавать ошибку

Довольно убогая попытка поэкклезиастить в заголовке. Неважно.
Со мной часто случается (особенно с возрастом) какая-то странная и всевозрастающая робость относительно моих прошлых поступков. Это не имеет никакого смысла да и пользы не приносит. То, что в молодости совершалось, пусть и со страхом и неуверенностью в результате, делалось в разы легче, чем если бы я надумала сделать это сегодня. Не поймите меня превратно, многое теперь для меня и легче и естественней. Но вот воспоминания о том, что уже сделано когда-то давно, наполняет меня недоумением: как? КАК?!!! я это сделала?

В голове проносятся яркие образы. Образы возможных провалов. Игра на пианино. Экзамены, когда минутное затмение полностью вычистило музыкальный текст из памяти. Замерзшие пальцы превратили пассаж в кашу. Внезапно, без всякой причины, взяла не те ноты, очень не те, и диссонанс наполнил экзаменационный зал. И вот я уже сижу жалкой курицей на стуле, на который села, соблюдая привычные ритуалы.  И думаю, к чему все это, зачем я дала себя в это втравить и доколе? И ведь папа постоянно твердил, что мне не обязательно учиться в музыкалке. Опустим милосердно причину, по которой он это говорил.
Или вот концерты (которых было штуки три всего), но они включали кроме индивидуальной программы одно (два?) произведения в четыре руки, исполняемое в паре с талантливой девочкой Катей, из класса другого преподавателя. Я же могла отказаться с самого начала, но, подавленная жестокой волей своего преподавателя, я не посмела сказать нет. И вот она расплата! Сидеть перед толпой зрителей. Неважно, что большая часть их болельщики из числа таких же учеников музыкальных школ и их родителей. Которым вот так же надо выйти на сцену и сесть на проклятый стул обязательно с левой стороны (а то удачи не будет).Они же смотрят, и уши у них не заткнуты!
Для торжества исторической правды надо сказать, что паника эта меня накрыла-таки один раз, что привело к уклонению от участия в концерте. Что было очень глупо и непорядочно. Катя, прости!
Но если вернуться в прошлое и честно вспомнить: нет, хотя я и тряслась от страха перед двойной белой дверью экзаменационного зала, я все же входила туда и играла без ошибок. Получала свои пятерки и уходила довольная собой.

А школьные экзамены? Это же ужас какой-то. А вдруг билет "не тот" достанется, а вдруг я совершенно тупо наделаю ошибок, в тексте или в решении задачи? Вдруг я вместо складной речи выдам косноязычное мычание. Но нет же, экзамены волновали, но скорее приятно (отличники не робеют!). А к четвертому-пятому экзамену, удовольствие и азарт захватывали целиком. Я бы еще столько же сдала, говорила я тихонько, чтобы нормальные люди не услышали...
А поступление в институт? 2 кило, потерянные только за один экзамен по физике? А экзамены уже не домашние. Никто не сделает скидку на славное прошлое и не закроет глаза на мелкие ошибки. Это конкурентная борьба 12 человек за три места на факультете! Папа тут опять "подбодрил", грозя, как самым страшным наказанием на свете, перспективой работы на его предприятии, если я не поступлю (сейчас-то я понимаю, что это могло бы только пойти на пользу, да я к тому же отлично знакома с характером этой работы, так что знаю, что это было бы сплошным удовольствием).
А рождение ребенка? Как? Как меня не охватило отчаяние задолго до родов? Почему я не попросила избавить меня от этого всего? Как я прошла все это? Грубые замечания врачей, многие из которые просто специализировались на расшатывании психики потенциально уязвимых пациентов. "Ужас деторождения", который потом (через неделю уже) вспоминаешь со снисходительной усмешкой, но тогда - тогда было не смешно. А эти страхи родить мертвого, урода, больного ребенка, которые со смаком культивировались самими беременными и их просвещенными подружками и которые усугублялись рассматриванием иллюстраций в Справочнике акушера от 1963 или 1957 года. Но как-то это было преодолено, хотя бы потому, что выбора не предоставлялось.
Но самым главным поворотным пунктом в судьбе каждого человека, в котором он может сделать серьезную ошибку, влияющую на всю оставшуюся жизнь, я считаю выбор того самого института (да и любого учебного заведения), в котором он будет учиться. В наше время считалось самым обычным продолжить учебу в институте, если у тебя есть мозги. Сейчас это стремление доведено до абсолюта. Все тоже самое, но минус мозги и плюс деньги.
Как, скажите мне, молодое существо, которое ничего не видело, кроме школы и учения, может выбрать профессию? Для многих институт был возможностью немного оттянуть начало взрослой жизни и походить в школу еще немножко. Если меня начнут уверять, что выбор института для всех и был выбором профессии, то я рассмеюсь им в лицо.
Ну хорошо, допустим, в некоторых случаях, будущее очевидно. Музыкант к моменту поступления в консерваторию уже имеет за плечами школу и училище. Движения пальцев ему знакомы, грубо говоря. Никаких сюрпризов.
Но, даже играя в доктора все детство, человек не может представить полностью, что его ждет на поприще врача. Учитель не подозревает трудностей общения с детьми, уверена, что они для него до поступления на работу просто бесплотные ангелы со страстью к усвоению новых знаний.
Инженер, приходя на работу, сталкивается с малопонятными и не всегда понятными процедурами от игр с техникой безопасности до распределения спирта, выделяемого на сугубо производственные цели, в качестве премии между рабочими. А если он учился очень хорошо, эти новые "знания" вступают в противоречие с его ученостью и доставляют немало страданий. И вообще, есть профессии, в которые не поиграешь в детстве. Недостаток информации.
Да, много сейчас говорится о том, что школа, к сожалению, не готовит ко взрослой жизни. Но я о другом. Как после окончания школы знать, что вот это твое призвание? Есть счастливцы, что знают. Те, что не могли пройти мимо больного животного, которые возились с упоением с младшими братьями и сестрами, играли с ними в школу. Кто, несмотря на муштру и усталость, сидят часами за музыкальным инструментом или приседают у станка, забывая про еду, а то и отказываясь от нее. Кто рисовал везде и всегда, включая забор (в некоторых граффити есть больше таланта, чем в иных картинах в музее). Те, кто копался в грязи, то ли роя шахты, то ли строя дома, то ли сажая цветочки. И это увлечение не прошло с годами. Они знают. А сколько их таких? Предположим (чересчур щедро) 50 процентов. А остальные? Что они думают, когда выбирают институт? Так мама сказала, там зарплаты большие, я буду выглядеть круто, я буду ездить по стране с концертами, а то и, чего доброго, заграницу (ага!).
Мне очень тревожно, даже страшно за тех, кто делает такой выбор. Потому что ВОЗМОЖНА ошибка. Часто, даже если и когда ошибка выбора осознана человеком, ему очень трудно "перерешить", кажется, что уже поздно, что "мама столько заплатила за мою учебу", что "работать необязательно по специальности" и т.п.
Я не психолог, мои страхи могут казаться надуманными (они такие и есть). Но хочется дать непрошенный совет всем молодым, которые бросаются с головой в будущую жизнь: право на ошибку есть у всех и оно означает, что изменить решение никогда не поздно. И большей потерей, чем потеря стабильности положения "так сойдет", есть потери от сохранения этого статуса любой ценой. И чего бы вы не боялись в будущем, помните, что страх только в голове.

Tags: а вот!, ох, психология, работа
Subscribe

  • Грех многословия

    Смешно и даже жалко звучат выражения, начинающиеся с «вот в наше время...» (хочется сразу добавить «... вода была мокрее»).…

  • Не ко времени и не к месту

    К сожалению, жизнь состоит не только из приятных событий и быта. Иногда случаются неприятности и даже трагедии. Никто к ним не готов: ни жертвы, ни…

  • Распродажа установок

    Известный рыночный прием: купи одну вещь - получи вторую бесплатно - неожиданно показался очень уместной аналогией по отношению к установкам, которые…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments