inryko (inryko) wrote,
inryko
inryko

Category:

Стадии регресса

Недавно прочла статью про Бетховена, это была подборка FAQ (и ответов, конечно же) про Людвига ван Бетховена.

А именно про его прогрессирующую глухоту, и как это отражалось на его творчестве: композиция, исполнение, дирижирование.
Ссылку на сайт (вроде бы Classic FM) я уже не найду, но могу припомнить приблизительно ответы на эти три главных вопроса.
Авторы статьи разделяют два периода его болезни: когда он постепенно терял слух (это заняло годы) и когда он уже совершенно ничего не слышал. Есть теория, что причина глухоты была скорее неврологической (если я правильно употребляю термины), а не органические поражения. Но я не уверена, что доказательство или опровержение этого будут найдены.
1. Композиция. В период ухудшения слуха, Бетховен слышал лучше низкие частоты и все хуже высокие. Именно поэтому он сочинял произведения, где главная партия была смещена как можно ниже по частоте.  Если вы слушаете такое произведение, его можно почти смело датировать этим периодом. Все знают (а многие и лихо исполняют) Лунную сонату. Боже мой, как ее любили ученики нашей музыкалки и не только они! Выучить наизусть первую часть было must do. Так как у меня нот не было, это модное поветрие обошло меня стороной. Я всегда считала признаком дурного вкуса заезживать до полусмерти даже классические произведения.
Но теперь, когда я могу снова играть, Лунная соната (все три части) появилась у меня в библиотеке. И как же теперь больно думать, что вот именно это сверхпопулярное произведение - свидетельство трагедии великого человека. Почти невозможно играть это и не представлять его попытки как-то сублимировать свой недостаток.
Когда Бетховен слух утратил, композиция неожиданно выиграла от этого. Он перестал пытаться услышать, а писал по памяти, что, собственно, он мог делать и раньше, если бы не тратил время и силы на отрицание болезни.

2. Исполнение. Бетховен был известен как исполнитель, в частности своих собственных произведений. Ухудшение слуха сделало его манеру исполнения почти непереносимой. Он колотил по клавишам низкочастотной половины клавиатуры, так что практически разбивал ее. В то же время высокие ноты он практически проглатывал, едва касаясь их. Все равно же не слышно!
Насколько я поняла, хотя четко это не было сказано, наступление полной глухоты поставило крест на карьере исполнителя.

3. Дирижирование. На стадии отрицания недуга, Бетховен все еще настаивал на собственноручном дирижировании. Бедные оркестранты были совершенно сбиты с толку жестами полуглухого композитора, который часто не слышал даже аплодисментов слушателей, представьте, как при этом он слушал музыку и дирижировал. Так как в своем желании дирижировать Бетховен упорствовал до последнего, организаторы концертов пошли на уловку. Сзади Бетховена стоял другой дирижер и фактически управлял оркестром, которому давали указание игнорировать жесты композитора. Видимо, когда слух угас совсем, Бетховен прекратил попытки себя обманывать.

Сердце разрывается от жалости такое читать, честное слово. К проблемам в творчестве, конечно же, можно добавить растущую асоциальность. Потому что клубиться при полном отсутствии слуха даже среди поклонников - это большое испытание и ненужный стресс.
Эта жалость к человеку не умаляет моего преклонения перед композитором. Он навсегда останется для меня одним из самых любимых.
Tags: медицина, музыка, пять чувств
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments