inryko (inryko) wrote,
inryko
inryko

Category:

Параллели

Хофштадтер (не тот который в Big Bang Theory), а Дуглас Роберт, вдохновил меня на очередной пост. Хотя, признаюсь, моя теория все никак не сложится полностью в голове, поэтому буду редактировать. А написать надо, потому что забуду.

В книге "Гёдель, Эшер, Бах" описываются закономерности, общие для математики, музыки, генетики, программирования (создания искусственного разума) и еще нескольких направлений науки и искусства. В частности, музыка Баха связывается с рисунками Эшера и приправляется все это огромной и трудной для усвоения порцией математики.
Я, как мне кажется, нащупала еще одну закономерность, в том числе графическую, между музыкой (музыкальной грамотой) и вождением машины (ПДД).
Нотный стан удивительно схож с шоссе, с несколькими полосами или с одной. Движение музыки осуществляется с помощью последовательности нот, причем как в одну "дорожку", так и многоголосое.
Так же, как и автомобиль, мелодия может двигаться с различной скоростью, а то и останавливаться.
/Пока не могу придумать, как интерпретировать громкость исполнения. Мощность мотора не подходит, так как у одного и того же автомобиля она не варьируется. Пусть будут обороты/.
Так же как в правилах дорожного движения в музыкальной грамоте предусмотрены знаки, регулирующие поведение "музыканта-водителя". Например, когда замедляться, когда останавливаться.
Обгон запрещен по умолчанию, но, если подумать, то можно представить ситуацию, при которой обгон может быть объяснен параллельным понятием в музыке. Например, перекидывание левой руки через правую.
А лучше всего, когда разные голоса исполняются в разной размерности. Например, одна играет в размере 4/4, а другая на пары восьмушек накладывает триоли. А то и еще круче, на триоль накладывает нестандартную комбинацию из четырех. А то и вовсе круто: четыре восьмые переходят в пятерку, потом в шестнадцатые, а потом через нестандартную группу в тридцатьвторые (спасибо Бетховен, удружил). Это когда вместо знака "отмена ограничения скорости" на дороге друг за другом через каждые 10 метров стоят знаки "20", "30", "40", "50" и т.д.
Только вот, пожалуйста, переключайте передачи плавно, а то ощущаются спотыкания!
Теперь, как быть с диезами и бемолями, а также с их братьями дубль-диезами и дубль-бемолями, а также с бекарами, которые тоже вносят приятное разнообразие и неприятный конфуз? Я не про те, которые обозначают основную тональность пьесы. Они как раз значения большого для мелодии не имеют, она может теоретически существовать в любой тональности (главное соблюсти мажорную или минорную). Ну просто представьте себе, что некоторые дороги проходят выше других над уровнем моря.
Я про те, которые "внезапно" появляются в тексте произведения, чтобы служба медом не казалась обозначить переход /ни с того, ни с сего/ в другую тональность (за это тебе, Бах, спасибо!). Не могу пока придумать.
Но одна деталь роднит музыкальные выкрутасы альтерации с ПДД: как только мелодия пересекает перекресток (линию разделения тактов), все, не относящиеся к заглавной тональности, знаки альтерации теряют силу. Хоть что там себе этот композитор воображает, а знаки нужно проставить по-новой.
Причем некоторые настаивают на уточнении правил для дурака, поэтому, хотя это и не нужно, при пересечении "перекрестка" нужные знаки прежней тональности тоже проставляются. Причем некоторые заходят так далеко, что сначала обнуляют значение ноты бекаром, а потом вводят новый знак. Чтобы совсем уж было "ясно".
Есть и еще одна параллель - изящная. Дубль-диезы (бемоли) придуманы не просто для забавы. Я практически уверена, это позволяет "траектории движения" выглядеть более плавной и более точно обозначить, что данный "участок" дороги обозначает новую тональность, а не просто придурь композитора (ямы на дороге). Как показывает практика и как учат нас в школах вождения, правила написаны не на коленке. Над ними НИИ работали. Так что они не только логичны, но и красивы. Как математика, как музыка...
[Уточнения и добавления следуют...]
Tags: красота, музыка, наука, я зануда!
Subscribe

  • Книжный вор

    За небольшим исключением и преимущественно в любое время дня и года мы законопослушные граждане, уважающие чужую собственность и трепетно относящиеся…

  • Есть одна у летчика мечта... "Империя Солнца" (1987)

    Существует ли безошибочный способ сделать фильм о войне, который найдет отклик в сердце зрителя, независимо от его национальной принадлежности,…

  • Правдивая ложь. "The Trap" (1966)

    Любите ли вы фантастику, как люблю ее я? Фантастические книги или фильмы обычно воспринимаются нами с известной степенью допущения. Хотя есть и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment