inryko (inryko) wrote,
inryko
inryko

Category:

Раб лампы

Мир меняется, и мы меняемся вместе с ним. Это не хорошо и не плохо, это данность. Новые технологии изменяют и поведение и образ мышления. Однако, каким-то старым привычкам, стереотипам и даже заблуждениям удалось угнездиться так глубоко в головы людей, что избавиться от них они считают чуть ли не грехом.


Одним из многочисленных удобств, предоставленных нам научно-техническим прогрессом, является мобильный телефон. Преодолев неандертальскую, тупиковую, ветвь развития систем сообщения в виде пейджера, благодаря стремительно дешевеющему способу связи, люди обзавелись девайсами, которые нам теперь много кто.

Они и средство коммуникации, и телевизор, и проигрыватель, и игровой автомат, и фотоаппарат. Кроме того, они знак статуса, которым можно меряться, как автомобилями, например. Ну или...
Проникновение телефона в нашу жизнь даже глубже. С ним уже едят, спят и проводят большую часть дня. Ему доверяют секреты, он ближе друга. Потеря телефона в какой-то мере невосполнима. Ты можешь завести нового щенка, но старого-то ничем не заменишь. Хотя, когда приходит время, телефон с легкостью заменяют на более дорогой (других атрибутов не требуется, ибо в словах "более дорогой" и заключается причина замены).

Никто не замечает, что у телефона есть еще одна роль. Сознание маскирует эту мысль как абсурдную. Но для меня является неоспоримым, что телефон - это наш хозяин.
Мы с легкостью отмахиваемся от того, что там бормочет друг, супруг или (еще чего!) ребенок. Но на телефонный звонок мы отвечаем, как заговоренные. Пусть там тот же друг, супруг или (тревога!) ребенок, мы считаем своим непреложным долгом схватить трубку и нажать заветную кнопку соединения.

Не ответить на телефон на работе сродни нечищеным на ночь зубам, незакрытой входной двери или неоплаченному счету. Звонок вгрызается в мозг, и рука тянется схватить телефон и ответить. А дальше - все, что угодно. Ведь вы уже ответили! Лампа загорелась, пошла слюна, лаборант в белом халате, ведомый мощной силой инстинкта (!), задал корм псу.

Даже самый заядлый разгильдяй, лишенный всякой обязательности, пунктуальности, неверный, асоциальный, грубый, не сможет нарушить это правило: всегда отвечай на звонок телефона!
Как человек, умудренный многолетним опытом... жизни без телефона, в том числе и домашнего, с единственной телефонной будкой на расстоянии 10 минут ходьбы, с лотерейной вероятностью рабочего ее состояния, я ПОМНЮ, как оно было до мобильной эры. Назначенную встречу отменить нельзя, на нее можно не прийти, но, если вы порядочны, то чувствуете себя связанным словом. И приходите на встречу, выполняете обещание, заходите навестить, готовите отчет, участвуете в мероприятии. В общем, делаете то, что намечено.

Сейчас - время неверности, ведь встречу так легко отменить. И пообещать легко, и слово назад взять. Почему бы и нет?

Заранее отказываюсь спорить на тему, стоит ли всегда отвечать близким людям. Это тема опасная. Даже если вы знаете, что ваша мама, или тетя, или даже супруг, друг и (о боже!) ребенок НИЧЕГО стоящего не скажут, что вы вот сейчас уже идете к ним и увидитесь через минуту,  я не буду отговаривать вас отвечать на звонок.

Но вот по служебным звонкам пройдусь с... метлой. Или пролечу над.
Нешуточная дискуссия развернулась на Профессионалы.ру и позже в чьем-то ЖЖ по поводу некоторых постулатов относительно этики служебного телефонного звонка. Как ни странно, большинство мнений было против высказанной идеи, что телефонный звонок - не лучшая (а, напротив, худшая) форма служебной коммуникации.

Повторю здесь то, что помню и с чем абсолютно согласна. Собственно, все можно свести к трем основным положениям:
 - звонок занимает больше времени, а оно может быть само по себе ценно, как оплаченное время работы специалиста, а также в режиме цейтнота, когда каждая минута на счету: звонок предполагает более развернутую форму общения, повторение общепринятых формул вежливости, начало и завершение обычно занимают известное время. Вы можете быть очень кратким в разговоре и опускать все вежливые излишества - поздравляю, вы грубиян. Если вы так кичитесь этичностью самого ответа на телефонный звонок, то ваша неучтивость во время разговора полностью это компенсирует (лучше бы не отвечали). Насколько быстрее написать письмо, в котором вежливые формулы короче, а заключительную часть можно набрать в виде шаблона. Говорение только условно короче: меньше слов  и напечатано будет быстрее;

- звонок не документируется, если только вы не записываете маниакально все, что говорится (или не работаете в колл-центре). Намного проще написать письмо и получить на него ответ, или ответить на запрос. Зафиксируется и вопрос, и ответ, а также точное время. Если ответить по существу нет возможности, то можно написать, когда вы сможете дать точный ответ. Все недомолвки и недопонимание в таком случае делятся на обоих собеседников: какой вопрос, такой и ответ;

- звонок - это испытание даже для того, чей язык, как говорится, подвешен. Насколько же проще человеку с проблемами речи (это не только заикание, но и косноязычие) изложить идею на письме, чем, запинаясь на каждом слове и обрывая незаконченные фразы, пытаться что-то объяснить.

В статье https://professionali.ru/Soobschestva/novye_svyazi_i_vozmozhnosti/sem-prichin-po-kotorym-ja-ne-otvechaju-na/, которую я изложила на  свой лад,  говорилось о том, почему менеджер не отвечает на звонки, а я хочу предупредить сами ненужные звонки.

До того как вы сами кому-то позвоните, представьте, что вы подумаете, если вам не ответят. А я бы подумала: человек занят, человек говорит по другому телефону, человек вышел в туалет (да, представьте, некоторые берут телефон с собой в туалет, при этом неловкость от неответа на звонок с легкостью пересиливает неловкость от того, что собеседник фактически застал их "со спущенными портками". Я знаю людей, которые так стесняются звуков, издаваемых ими в общественном туалете, что заранее включают воду, чтобы она заглушала их. Но есть и те, которые спокойно проделывают все, что нужно, продолжая разговаривать по телефону). Я бы подумала, что человек НЕ МОЖЕТ или НЕ ХОЧЕТ мне ответить, а причина меня НЕ КАСАЕТСЯ. Эта установка работает в обе стороны. Если я не отвечаю, то потому что НЕ МОГУ или НЕ ХОЧУ в настоящий момент ответить.

Телефонные разговоры я признаю для тех случаев, когда нужно кого-то убедить, успокоить, настроить на нужный лад, отчитать (тут для робких людей почта все еще лучше) и т.п. То есть в тех случаях, когда непосредственное общение более эффективно. Я думаю, что я в достаточной степени компетентна, чтобы отличить одну ситуацию от другой и выбрать более подходящий способ коммуникации.

Еще один случай, когда вы не можете не ответить, я уже называла: если вы работаете в колл-центре.

Во всех других ситуациях вы хозяин положения. Вы не раб телефона, а он вам не хозяин.
И закончу фразой моего авторства: "Не человек для телефона, а телефон для человека"
Tags: зависимость, мобильник, тааак, телефон
Subscribe

  • Коня Троянского не купите?

    В фантастической литературе встречаются описания инопланетных культур, которые вместо того, чтобы научить заезжего земного антрополога своему языку,…

  • Нас там не стояло?

    По своему обычаю, опаздывая «на каждую войну», я все же выскажу свое мнение, никому не нужное и ни на что не влияющее. Начну, опять же по обычаю,…

  • Обожженные солнцем

    Много месяцев назад я записала в блокноте несколько мыслей для статьи об увиденном тогда фильме. Статья эта долго ждала своего часа и, похоже, ей…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments